КАК НЕ ДАТЬ СЕРДЦУ ОЧЕРСТВЕТЬ?
Мы живём в одномерном мире и, как и все люди, запертые в подобного рода пространстве, мы даже не замечаем этого. Екклесиаст сознательно ставил своего рода эксперимент, произнося слова «под небом». Он хотел вычеркнуть Бога из картины мироздания, чтобы увидеть, останется ли в таком мире смысл жизни, её ценность, мораль или нравственность. Результатом стала одна из самых депрессивных книг Библии и сборник, пожалуй, самых проникновенных и честных проповедей, когда-либо написанных в истории человечества.
Но мы сегодня не ставим эксперимент. Это и есть наша жизнь! Мы ограничили наше существование лишь тем, что мы видим и осязаем. Мы всё сводим к исключительно физическому миру. Вот почему так часто мы измеряем всё исключительно деньгами. Ведь деньги – это отражение ценности, если только эта ценность заперта в чрезвычайно узком пространстве исключительно физического мира.
Как следствие, мы теряемся в таком мироздании и никак не можем найти себя. Например, у нас возникают проблемы с восприятием современного искусства. С одной стороны, мы понимаем просто космическую стоимость некоторых произведений искусства, скажем, распиленное чучело акулы в формальдегиде Дэмиана Хёрста, проданное за баснословные 12 миллионов долларов. С другой стороны, нам чрезвычайно сложно рассмотреть какую-то эстетическую ценность в этом произведении. Дон Томпсон в своём исследовании рынка современного искусства пишет:
Брэнд арт-дилера часто замещает собой, но совершенно точно подкрепляет, эстетическое восприятие произведения искусства.
(Дон Томпсон «Как продать чучело акулы за 12 миллионов долларов»)
Другими словами, тот, кто продаёт произведение искусства в современном мире, важнее, чем то, что именно он продаёт. Или возьмём другой пример из личной жизни. Ни для кого не секрет, что институт семьи переживает сегодня кризис. Количество разводов практически постоянно растёт, а требования к тому, что значит быть хорошим отцом, падают. Сегодня быть хорошим отцом довольно часто сводится лишь к тому, что в случае развода ты исправно платишь алименты. Видите, как вновь всё сводится к одному единственному измерению – материально-финансовому. Однако отцовство сводится не только к оплате счетов твоих отпрысков. Оно гораздо глубже.
Плыть против течения этого одномерного мира любому из нас довольно сложно. Но жизнь многогранна. В кажущихся не связанными друг с другом событиях Великого понедельника предупреждений, второго дня Святой недели, мы находим с вами ответ на вопрос о том, как побороть эти тенденции в своём сердце, расширив горизонты в нашей жизни. Мы раз и навсегда меняемся, когда противостоим материализму.
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Мы часто путаем понимание духовности в античном мире с тем, как духовность воспринимается в христианстве. Древние греки противопоставляли духовный мир физическому. Мир идеалов – миру тления. Как следствие, у нас есть много друзей или знакомых среди верующих, кто настолько духовен, что к земному служению уже непригоден. Они витают где-то в облаках и, если быть предельно честным, мы очень боимся, что, доверившись Богу, станем такими же людьми.
Но в христианстве духовное и физическое неразрывно связаны друг с другом. Христос пришёл в этот мир не бестелесным духом, но стал одним из нас. Так же, как и мы, Он страдал и радовался, испытывал искушения и лишения. Он жил полноценной физической жизнью, чтобы однажды и наша земная жизнь стала полноценной. Все мы знаем, насколько сложно придерживаться каких-то идеалов в этом мире. Мы отдаём себе отчёт в том, что эти высшие ценности могут стоить нам работы, мы можем поплатиться за них отношениями, а может быть, и общением с людьми вокруг нас. Всё это в какой-то степени было бы равносильно гибели для нас. И именно поэтому мы не спешим принимать эти идеалы, ведь нам кажется, что мы просто не можем их позволить себе в этом меркантильном мире. Иисус умирает физически, чтобы мы наконец-то смогли жить духовно, то есть чтобы наша земная жизнь была пропитана совершенно новым духовным смыслом. Иисус воскресает из мёртвых физически, чтобы и мы телесно воскресли из мёртвых однажды.
Доверились ли вы Христу? Вспоминая своё прошлое, подумайте: был ли момент в вашей жизни, когда бы вы обратились к Господу с тихой молитвой покаяния? Если такого момента не было, сделайте это прямо сейчас, обратившись с молитвой к Богу. Расскажите затем всем об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
В 1903 году известный Британский писатель Джордж Бернард Шоу выпустил ироничные «Правила революционера». В частности, в них, в статье «О воспитании» он писал:
Кто умеет, тот делает; кто не умеет, тот учит других.
Со временем это выражение стало довольно распространённой поговоркой среди экономистов, что те, кто могут, делают, а те, кто не могут, учат. Другими словами, если ты разбираешься в экономике, понимаешь глубинные процессы того, что происходит в финансовом секторе, ты вряд ли будешь тратить свою жизнь на то, чтобы научить этому других. Скорей всего, ты будешь применять свои знания на практике. Ты будешь зарабатывать деньги. Ты будешь вкладывать силы в то, чтобы сколотить капитал, который ты потом сможешь оставить своим детям, изменив их судьбу.
И только в том случае, если познания наши сугубо теоретические, мы побоимся применять их на практике, предпочтя учить других тому, что мы знаем. Даже если раньше вы никогда не слышали этой фразы, услышав её в первый раз, вы, скорей всего, согласитесь с ней. Такого рода подход настолько глубоко проникает в нашу душу, что мы невольно начинаем переносить его на все остальные сферы нашей жизни. Мы начинаем делить всех вокруг нас на тех, кто может, и тех, кто учит.
Привносим мы такое мышление и в наши церкви. Только называем мы это чуть-чуть по-другому. Внутри церкви, мы думаем, есть те, кто может, они служат. А есть те, кто не способен, они молятся. Мы начинаем думать, что есть те, кто действительно может обеспечить необходимый результат в служении. Это способные, целеустремлённые и энергичные люди. Они могут, и они делают. А те, кто не способен чего-то достичь, те молятся, проводя часы в медитативном созерцании.
Но, справедливости ради, никто из нас не в силах сделать то, чего ожидает от нас Господь. Проблема христианской жизни не в том, что она трудна, а в том, что она совершенно невозможна без Духа Святого. Эйден Тозер совершенно справедливо писал:
Уберите Святой Дух из жизни современной церкви, и она продолжит делать 95% того, что она делает. Никто даже не заметит перемен. Заберите Дух Святой из Новозаветной церкви, и она прекратит делать 95% того, что она делает. Все увидят разницу.
(Эйден Тозер)
Значит, всем нам, особенно тем, кто думает, что он может что-то сделать сам, не помешает больше молиться, полагаясь не на себя, но на Духа Святого. Вот отчего Мартин Лютер в своё время сказал:
Мне так много сегодня предстоит сделать, что первые три часа я проведу в молитве.
(Мартин Лютер)