КАК ЧЕСТНО ПОСТУПАТЬ, КОГДА ВОКРУГ ВСЁ НЕЧЕСТНО?
Каждый из нас с самого рождения участвует в гонке за успех. В уже старом голливудском мультфильме «Муравей Антц» каждый муравей с самого появления на свет определяется в рабочую или военную касту, в которой он потом развивается и растет. Ни у кого нет и шанса прыгнуть выше головы, при этом мультфильм призывает зрителя не отчаиваться и верить в себя, что каждый – удивительный и уникальный, сможет построить такое будущее, какое захочет, нужно лишь приложить усилия, немного везения и отваги.
Христос призывает нас перевернуть наше мышление об этом, отвергнуть принципы этого мира. Он в прямом смысле слова говорит, что «белое» это «черное», когда заявляет, что последние станут первыми в Царствии Божьем. Больше нет этой гонки за выживание, бессмысленного обогащения, накопления и умножения денег, успеха, наград.
Поучительная притча Христа о работниках открывает для нас удивительный, странный и даже немного отталкивающий, на первый взгляд, своей претенциозностью замысел Бога относительно того, как должны быть построены отношения между Богом и человеком, между людьми, а также между человеком и его собственными достижениями.
Небесное Царство подобно хозяину, который рано утром вышел нанять людей на работу в своем винограднике. Он договорился с ними, что заплатит им по динарию за день работы, и послал их в свой виноградник. В третьем часу он опять вышел и увидел, что на площади еще стоят люди без работы. Он говорит им: «Идите и вы работать в мой виноградник, и я заплачу вам по справедливости». Те пошли. В шестом и в девятом часу он опять выходил и делал то же самое. Потом он вышел в одиннадцатом часу и вновь нашел стоящих людей. «Что вы тут стоите весь день без дела?» – спросил он их. «Никто нас не нанял», – ответили те. «Идите и вы работать в мой виноградник», – говорит им хозяин. Когда наступил вечер, хозяин сказал своему управляющему: «Позови всех работников и выдай им плату. Начни с тех, которые были наняты последними, и в конце рассчитайся с теми, кто нанят утром». Работники, которых наняли в одиннадцатом часу, пришли, и каждый из них получил по динарию. 10 Когда подошла очередь работников, нанятых первыми, они ожидали, что получат больше, но каждый из них тоже получил по одному динарию. Когда с ними расплатились, они стали роптать на хозяина: «Те, кого ты нанял последними, работали всего один час, и ты заплатил им столько же, сколько и нам, а мы трудились в такую жару весь день!» Хозяин ответил одному из них: «Друг, я же не обманываю тебя. Разве ты не согласился работать за один динарий? Так возьми свою плату и иди. А я хочу заплатить тем, кого я нанял последними, столько же, сколько и тебе. Не вправе ли я распоряжаться своими деньгами так, как хочу? Или, может, моя щедрость вызывает в тебе зависть?» Так вот, последние будут первыми, и первые – последними.
(Евангелие от Матфея 20:1-16)
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ
В синодальном переводе есть вставка «ибо много званых, а мало избранных». В новом переводе их нет. Их признают позднейшей вставкой на основании свидетельства лучшие из сохранившихся и авторитетных рукописей. Слова эти, вероятно, заимствованы и перенесены сюда из Мф 22 – притчи про брачный пир.
В Мф 19:30 написано: «Будут первые последними, и последние первыми», это выражение означает, что конец будет у всех один и тот же, что и продолжается в следующей притче. Суть нашего спасения в том, что Господь призывает своих работников в разное время. Кого-то раньше, кого-то позже. При этом каждый трудится по-разному и разное количество времени.
Но Виноградник принадлежит Ему, награда принадлежит Ему. И, как писал Иоанн, она полная и получит ее каждый. При этом принцип Божьего царства в том, что Бог ставит знак равенства между «последними» и «первыми» по средствам цены Своей награды – Спасения и вечной жизни, которые нельзя исчислить, но Бог дарит его каждому, кого призвал, и кому хочет, потому что она принадлежит Ему всецело. Христос несправедливо лишился покоя в Гефсиманском саду однажды, чтобы я незаслуженно приобрел покой Эдемского сада навечно.
ПРИМЕНЕНИЕ
- Чувствуете ли вы себя достойным Божьего спасения или, наоборот, «тварью дрожащей, которая права не имеет»?
- Бывало ли у вас ощущение, что вы постоянно куда-то опаздываете, хотя на самом деле вы сидите в удобном кресле у себя дома и за окном уже поздний вечер?
- Если так, то Вам нужно скорее отдать свои бремена Христу, приняв от Него покой в сердце. Постарайтесь начать с искренней молитвы, в которой попросите Христа освободить Вас от суеты, гордости или самоуничижения в сердце.
- Христос не выстраивает стену между Собой и нами из требований к нашей праведности, к нашему успеху, к нашим достижениям. Он показывает нам огромную цену Своей награды, которая принадлежит Ему по праву, которую Он заслужил Своей смертью, но дарит ее нам. Дарит без остатка, не обменивая на усилия или жертвы, а лишь тем, кого избрал –каждого в свое время.