Человека, слабого в вере, принимайте, не споря о мнениях. Вера одного позволяет ему есть все, а слабый в вере ест только овощи. Тот, кто ест все, не должен смотреть свысока на того, кто этого не делает, и тот, кто чего-то не ест, не должен осуждать того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты такой, чтобы судить чужого слугу? Перед своим хозяином стоит он или падает, но он будет снова поставлен на ноги, потому что Господь способен поставить его.
(Послание Римлянам 14:1-4)
Не вмешивайся ни в какие глупые и невежественные споры, ты знаешь, что они приводят только к раздорам. А слуга Господа не должен ссориться. Наоборот, он должен относиться по-доброму ко всем, должен уметь учить и терпеливо сносить зло. Он должен с кротостью наставлять противящихся, в надежде на то, что Бог даст им покаяние, и тогда они узнают истину, одумаются и освободятся из ловушки дьявола, который пленил их и заставляет исполнять свою волю.
(2 Послание Тимофею 2:23-25)
Поэтому, раз вы приняли Господа Иисуса Христа, то и живите в Нем, пускайте корни и растите в Нем. Пусть вера, которой вы были научены, набирает в вас силу, и пусть благодарность переполняет вас. Смотрите, чтобы никто не поработил вас, обольстив пустым философствованием, основанным на человеческих традициях и на законах этого мира, а не на Христе. Потому что в Нем вся полнота Бога пребывает в телесной форме, а вы обрели полноту во Христе, Который стоит во главе всех начальств и властей. В Нем вы также были обрезаны, но не таким обрезанием, которое совершается руками людей. Вы были освобождены от вашей греховной природы духовным обрезанием, совершенным Христом. Вы были погребены вместе с Ним в крещении и воскрешены вместе с Ним верой в силу Божью, поднявшую Христа из мертвых. И вас, некогда мертвых из-за ваших грехов, с необрезанной плотью, – вас Бог оживил вместе со Христом. Он простил все наши грехи, зачеркнув рукопись с направленными против нас предписаниями Закона; Он устранил эту рукопись, пригвоздив ее ко кресту.
(Послание Колоссянам 2:6-15)
МОЯ МОЛИТВА
Боже, я так часто теряюсь и путаю неотложное с тем, что действительно важно. Спорю до хрипоты по второстепенным вопросам, а фундаментальным не уделяю должного внимания. Духом Твоим Святым напитай меня и наполни, чтобы убеждения мои отражали не только то, что важно для меня, но, прежде всего, чтобы они говорили о том, что важно для Тебя.
Практически с самого начала Христиане стремились отделить важные истины от второстепенных, то, в чём не может быть никаких компромиссов, от того, в чём может быть плюрализм мнений. Нетрудно заметить, что Павел в своих письмах (адресованы ли они церкви или отдельным верующим) отстаивает разные истины по-разному. Где-то он не допускает двух разных мнений, где-то он призывает к терпимости, а где-то вообще говорит, что вопрос этот не столь важен.
Есть достаточно популярная фраза, которую часто приписывают Августину Блаженному: «В главном — единство, во второстепенном — свобода, во всём — любовь». На самом деле, это более поздняя цитата и написал эти слова впервые католический архиепископ и богослов Марк Антоний де Демониса в 1617 году в трактате «Церковная республика». Чуть позже, через 10 лет, они встречаются в работе уже протестантского мыслителя Питера Мейдерлина. Именно в это время в Европе бушевала ужасная тридцатилетняя война, унёсшая жизни миллионов солдат и мирных жителей. Некоторые регионы Германии потеряли до 50% своего населения в это время. Вот почему возникла насущная потребность отделить важные вопросы веры от второстепенных. Необходимость эта родилась не на пустом месте.
Поскольку верят все и богословская позиция есть тоже у всех, каждому необходимо научиться отделять фундаментальные вопросы от менее важных. Богослов Алан Кент Скоулз в своей книге «Радость Богопознания: богословие для ума и сердца» предлагает очень простое деление: убеждения – мнения – взгляды. Убеждения – это истины, касающиеся всего, что связано с процессом обретения спасения, они говорят о Боге, Троице и Христе. Убеждений мало, но они касаются тех проблем, которые мы изучали сами. Они должны быть ограничены понятиями, о которых Библия говорит недвусмысленно и неоднократно.
Мнения – это второстепенные вопросы, по которым у нас может быть достаточно чётко сформулированное и продуманное своё воззрение. Но это не означает, что мы не можем общаться с приверженцами альтернативной точки зрения. Мнения не должны быть камнем преткновения людей на пути ко Христу. А вот в вопросе взглядов вообще всё достаточно индивидуально. Что является для вас убеждением в ваших воззрениях?
ЧТО ВЫ ДЛЯ СЕБЯ ОТМЕТИЛИ?