Теперь, когда все было услышано, вот заключение: бойся Бога и соблюдай Его повеления, ведь это все, что важно для человека, потому что Бог приведет каждое дело на суд, включая и то, что сокрыто, будь оно хорошим или плохим.
(Книга Екклесиаста 12:13-14)
Нам сложно поверить в ад и рай, потому что первое место кажется нам каким-то гротескно ужасным, а второе – недостижимо прекрасным. Вот почему с течением времени у нас будет искушение посчитать, что может быть ничего этого и нет вовсе, а смерть не столь страшна, чтобы не дать нам брать от жизни всё, что мы захотим, пусть и идя на компромисс со своими убеждениями. Но проблема в том, что, по сути, альтернативы аду и раю просто нет.
Их нет, потому что смерть без вечности невообразима. Довольно часто можно услышать, как далёкие от веры люди бросают вызов верующим в том, чтобы те описали им рай или ад, и не получив достаточного убедительного и детального описания, по их мнению, они отметают идею вечной жизни как таковую. Но, поступая так, мы забываем о трёх чрезвычайно важных вещах. Прежде всего, мы забываем о том, что в сердце каждого из нас есть надежда на жизнь вечную. Это самое базовое устремление любого живого существа. Во-вторых, несмотря на то, что весь наш жизненный опыт говорит о том, что люди смертны, мы не можем принять или смириться не только со своей смертью, но и с утратой близких и родных нам людей. Всю нашу жизнь мы несём в душе эту неспособность примириться с самым простым фактом человеческого бытия. Мы не можем себе представить, что их больше нет и что мы больше никогда не встретимся с ними. Но и это ещё не всё – мы и свою смерть не можем себе представить. Один из наиболее распространённых образ, что используют люди, – это выключение компьютера. Будто бы смерть подобна тому, как гаснет экран и всё с него исчезает, забывая, что даже в этом случае информация всё ещё сохраняется на жёстком диске и компьютер можно включить вновь. Представить же себе настоящее небытие не под силу ни одному из нас.
Но нет альтернативы еще и потому, что вечность без рая и ада является чем-то совершенно несправедливым. Христианство утверждает, что в раю оказываются не просто хорошие люди, но те, чьи грехи были прощены благодаря жертве Христа, и кому была вменена праведность Спасителя. Ад же – это не то место, где оказываются наиболее ужасные представители рода человеческого, но те, кто отказывается принять этот дар прощения грехов и жизни вечной. В этой системе каждое преступление против святости Бога обретает своё заслуженное наказание – либо в смерти Христа, либо в вечном отлучении и мучениях тех, кто отказывается принять этот дар. Также в этой системе мы видим, что и доступен рай абсолютно любому человеку.
При этом наши современники зачастую предпочитают верить в рай, отрицая ад, и считают, что в раю нас ждёт блаженство наслаждений и отсутствие Бога. Но такой взгляд на вещи совершенно абсурден. Рай без Бога несостоятелен. Это очень хорошо показывает знаменитый британский писатель Джулиан Барнс в своём романе «История мира в 101/2 главах». Заключительная глава как раз посвящена тому, насколько абсурдна идея рая без Бога. Умерев, главный герой попадает в место, где становятся реальностью все его желания и мечты. Вот только они не приносят ему того счастья, что он ожидает. Он до такой степени разочарован, что задумывает покончить жизнь самоубийством в раю.
“На здешний сервис я никак не мог пожаловаться. Все были вежливы со мной с самого начала”. Я сделал глубокий вдох, – “Мне кажется”, – снова заговорил я, – “что Рай – это прекрасная идея, даже, может быть, безупречная идея, но она не для нас. Не так мы устроены”. “У нас не принято влиять на чужие выводы”, – сказала она. – “Но я вас вполне понимаю”. “Тогда зачем это всё? Зачем нам Рай? Зачем нам эти мечты о Рае?...” “Может быть, вам это нужно”, – предположила она, – “может быть, вы не прожили бы без такой мечты. Стыдиться тут нечего. По-моему, это вполне нормально. Правда, если бы вы знали о Рае заранее, вы, наверное, не очень стремились бы сюда”.
(Джулиан Барнс «История мира в 10 ½ главах»)
Точно также оканчивается и сериал «Хорошее место», в котором главные герои отчаянно пытаются сбежать из ада в рай, но, оказавшись в раю, предпочитают завершить жизнь вовсе. Рай без Бога становится бессмысленным адом.
Французский философ, атеист, в прошлом министр образования и профессор прославленного Университета Сорбонны Люк Ферри признаётся, что Христианство является наиболее желанным мировоззрением из всех ныне существующих. Пишет он об этом в своей книге «Краткая история мысли». Всё произведение посвящено как раз исследованию разных взглядов на жизнь. Завершая его Ферри пишет:
Я нахожу Христианскую позицию во много раз более желанной, за исключением того факта, что я не верю в неё. Но, если бы она была истиной, я бы принял её, не задумываясь. Я помню, как моего друга, атеиста и историка Франсуа Фюре, как-то спросили на телевидении, что бы он хотел услышать от Бога, если бы они встретились. Франсуа тут же ответил: «Беги скорей, твои родные ждут тебя!» Я бы ответил точно также. И также как в его, в моих словах сквозило бы неверие.
(Люк Ферри «Краткая история мысли»)
Люк Ферри, правда, так и не объясняет в своей книге, почему он не верит и что удерживает его принять самую желанную и, пожалуй, самую логичную позицию. Тимоти Келлер напоминает в своей книге «Зачем работать?» о последствиях того, как всё меняется в нашей жизни, когда изменяется наш подход к вечности.
Если нет ничего, кроме нынешней жизни, значит, все в итоге исчезнет со смертью солнца, так что никто не будет помнить ни об одном событии прошлого. Все будет забыто, ничто не оставит следа в мире, и все благие начинания, даже самые прекрасные, кончатся ничем. “Все это верно, если нет Бога. Но если Бог Библии существует, и если есть Подлинная Реальность, стоящая за нынешней, и если наша жизнь не есть единственная жизнь, тогда каждое благое начинание, даже самое простое, если оно было ответом на Божий призыв, может обрести вечное значение.
(Тимоти Келлер «Зачем работать?»)