Слово «грех» сегодня вышло из моды и употребления. Мы слышим его лишь в церкви и воспринимаем как некий атавизм, пережиток прошлого, от которого нам стоит избавиться. Сегодня мы ценим «позитивное мышление» и стремимся «визуализировать успех», а не копаться в своих прошлых ошибках. Мы не называем их «грехами», предпочитая говорить именно об «ошибках», потому что это звучит не так страшно. Тем временем, слово «грех» чрезвычайно важно для нас. Без этого исповедания наше общество, а вместе с ним и жизнь, начинают постепенно разрушаться. Без доктрины греха и её принятия:
- Нет самопознания;
Лишив себя возможности быть честным с собой и признаваться в том, что некоторые проступки не являются просто «ошибками» или «милыми чертами характера», но именно грехами, мы теряем способность познавать себя. Мы не можем меняться, потому что мы постоянно извиняем себя. Мы лишаемся друзей и близости общения, потому что не можем даже понять, отчего другие не готовы проводить время со мной и почему все мои отношения оканчиваются одинаково.
- Нет демократии;
Демократическое общество строится на простом допущении, что все мы грешны и каждый из нас далёк от идеала. Касается это не только простых людей, но также тех, кто организует политические партии, кто входит во власть и управляет нами. Совсем недавно мы были свидетелями того, что происходит с обществом, когда его вожди обожествляются, становясь идолами. Но было бы большой ошибкой думать, что это происходит лишь в тоталитарном коммунистическом обществе или с теми, кто оказывается у власти. Без доктрины греха мы будем склонны идеализировать всех, кто выступает на нашей стороне, демонизируя всех, кто против нас.
- Нет толерантности;
Общество теряет не только демократию, но и способность не соглашаться друг с другом, проявляя любовь и сострадание друг к другу. Сама идея плюрализма мнений исчезает, когда мы не только нашим вождям, но и себе отказываем в праве ошибаться и заблуждаться. Краски сгущаются и в ход идут такие фразы, как «оказаться на верной стороне истории».
- Нет социальной активности в обществе;
Наконец, отказавшись от идеи греха, мы шаг за шагом сворачиваем какую-либо помощь людям, становясь всё жёстче и жёстче. Города Содом и Гоморра вошли в историю как символ разврата и вседозволенности. Эти древние поселения наслаждались практически неограниченным доходом от продажи соли, поскольку они находились недалеко от Мёртвого моря. Но их падение было вызвано не этим. Пресытившись, они отказывались помогать кому-либо. В Книге пророка Иезекиля мы читаем:
Вот в чем был грех Содома твоей сестры: она и ее дочери были надменны, пресыщены и равнодушны; они не помогали нищему и бедняку. Они были высокомерны и творили предо Мной омерзительные дела. Поэтому Я погубил их, увидев это.
(Книга пророка Иезекиля 16:49-50)
Доктрина греха не является цепью, сдерживающей развитие человечества. Наоборот, на протяжении тысячелетий она была двигателем развития людей, потому что позволяла нам быть честными в том, кто мы есть на самом деле, и в том, Кто способен изменить нашу жизнь.