«Литургия теней» – это особое богослужение, которое проводится в Страстную пятницу (29 марта) в 22:00 в Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла. Если вы ещё ни разу на нём не были, вы не пожалете, если присоединитесь к нам. Ведь все, кто уже был, не просто возвращаются вновь, но и приглашают своих друзей присоединиться.
Псалом Давида, когда он бежал от своего сына Авессалома. Господи, как много стало у меня врагов! Как много тех, кто поднимается против меня! Многие говорят обо мне: «Бог его не спасет». (Пауза) Но Ты, Господи, щит мне; Ты – слава моя, Ты возносишь голову мою. Я взываю к Господу, и Он отвечает мне со Своей святой горы. (Пауза) Ложусь я и сплю, и пробуждаюсь опять, ведь Господь поддерживает меня. Не устрашусь я десятков тысяч, со всех сторон меня обступивших. 8 Господи, восстань! Помоги мне, мой Бог! Порази всех врагов моих в челюсть, сокруши нечестивым зубы. Спасение – от Господа. Да будет благословение Твое на народе Твоем!
(Псалом 3)
Боже мой, Боже мой, почему Ты меня оставил? Почему остаешься вдали, когда взываю о помощи? Бог мой, я взываю днем – Ты не внемлешь, ночью – и нет мне успокоения. Ты – Святой, восседающий посреди хвалений Израиля. На Тебя уповали наши отцы, уповали, и Ты избавлял их. 6 Они взывали к Тебе и обретали спасение, на Тебя уповали и не были разочарованы.
(Псалом 21:2-6)
У нас есть великий Первосвященник, прошедший небеса, – Иисус, Сын Божий. Поэтому давайте твердо держаться истины, которую мы и исповедуем. Наш Первосвященник не из тех, кто не может сочувствовать нам в наших слабостях. Он был искушен во всем, как и мы, за исключением греха. Поэтому давайте приблизимся смело к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для своевременной помощи.
(Послание Евреям 4:14-16)
От шестого часа по всей земле стало темно, и это продолжалось до девятого часа. Около девятого часа Иисус громко крикнул: «Эли, Эли, лема савахтани?» – (что значит: «Боже Мой, Боже Мой, почему Ты Меня оставил?») Некоторые из стоявших поблизости, услышав это, сказали: «Он зовет Илию». Один из них тут же подбежал, взял губку, пропитал ее кислым вином, насадил на палку и дал Ему пить. Другие же говорили: «Подожди, давай посмотрим, придет Илия спасти Его или нет».
(Евангелие от Матфея 27:45-49)
Так как вы очень хотите, чтобы я поделился с вами методом, при помощи которого я достиг этого привычного чувства Присутствия Божьего, которое наш Господь по Своей милости одарил меня, я должен прежде сказать, что сделать это для меня трудно и я соглашаюсь с вашими настоятельными просьбами и делаю это по прошествии некоторого времени и с условием, что вы никому не будете показывать мое письмо. Если бы я узнал, что вы покажете его кому-то, то при всем моем желании вашего прогресса, я бы не написал его. Вот, что я могу сказать вам: найдя во многих книгах различные методы прогресса в Боге и различные практики духовной жизни и исследуя этот предмет, я не думал, что так трудно описать это кратко, ибо все они помогали стать вполне Божиим.
Я решил отдать все для Всего и, так предоставив себя полностью Богу, чтобы освободиться от своих грехов, я отказался из-за любви к Нему от всего, что не есть Он; и я начал жить, как будто нет никого, кроме Его и меня в мире. Иногда я рассматривал себя перед Ним как бедного преступника в ногах своего судьи, в другие времена я созерцал Его в моем сердце как моего Отца, как моего Бога. Я поклонялся Ему настолько часто, насколько мог и хранил свой разум в Его святом Присутствии и возвращал его сразу, как обнаруживал, что он блуждает от Него. Я не находил и малейшей боли в этом упражнении и я продолжил это, несмотря на все трудности, которые происходили без беспокойства и бедствия, когда мой разум вынужден был блуждать. Я сделал это своим делом и на протяжении всего дня и в молитве. Ибо всегда, каждый час, каждую минуту, даже во время напряженной работы я отгонял от своего разума все, что могло прервать мою мысль о Боге.
Такой была моя обычная практика с тех пор, как я пришел к вере и хотя я делал это очень несовершенно, все же я очень преуспел от этого упражнения. Я хорошо знал, что нужно соединиться с милосердием и благостью Божиими, потому что мы не можем ничего без Него и я еще меньше, чем другие. Но когда мы верны в содержании себя в Его святом Присутствии и исповедуем Его всегда прежде своих интересов, то это не только воспрепятствует нашему оскорблению Его и выполнению чего-нибудь, что может вызывать Его недовольство, по крайней мере добровольно, но это также порождает в нас святую свободу и, если можно так сказать, дружественные отношения с Богом, в которых мы просим и получаем и стоим в благодати, которая нам нужна. Частое повторение этих действий сделает их обычными и присутствие Божие станет для нас естественным.
Воздайте Ему благодарение вместе со мной за Его великую благость ко мне, прекратить восхищаться которой я не смогу никогда, за многие блага к столь нищему грешнику, как я. Пусть все восхвалит Его. Аминь».
(Брат Лоренс «Практика Божьего присутствия». Первое письмо. «Как обрести привычное чувство присутствия Бога»)