КАК ПОНЯТЬ, КАКИМИ ЛЮДЬМИ СЕБЯ ОКРУЖАТЬ?
Пьеса Бориса Васильева «Завтра была война» и одноимённый фильм Юрия Кары посвящён очень трагичному эпизоду в жизни нашей страны – последнему предвоенному году и тем сталинским чисткам, что бушевали в этот период. В эпицентре этой истории староста 9 «Б» класса комсомолка Искра Полякова, которая живёт вместе со своей мамой, коммунисткой старой революционной закалки. Искра – примерная комсомолка, но те события, что разворачиваются в её жизни и жизнях людей вокруг неё, ставят под сомнения её убеждения. Отца её подруги, директора крупного предприятия в городе арестовывают как врага народа. Её подругу доводят до самоубийства травлей, которая разворачивается вокруг неё после ареста отца. Да и саму Искру вызывают в НКВД, поскольку перед тем, как свести счёты с жизнью, её подруга оставляет Искре предсмертную записку.
Любопытно, что несмотря на то, что Искра является главной героиней этой пьесы, и кажется, что всё развивается вокруг именно её судьбы, все же главным героем становится целая группа людей. Они представляют из себя манящую общность, которая умудряется в ужасных обстоятельствах противостоять системе. В эту группу людей входят не только ученики. В ней находится место как директору школы, так и директору предприятия. Фильм заканчивается тем, что отец подруги возвращается из тюрьмы домой. Его отпускают. Все школьники прибегают к нему в пустую квартиру. И тут одна из них произносит фразу, которая, по сути, и даёт название этому произведению:
Какой тяжелый год!» Все примолкли. А Зиночка сказала, как всегда, невпопад: –«Знаете почему? Потому что високосный. Следующий будет счастливым, вот увидите!» Следующим был тысяча девятьсот сорок первый.
В эпилоге раскрывается, как главные герои фильма погибнут в Великую отечественную войну. Кажется, что даже в смерти они сохранят некую общность. Тот стержень, что был в их сердцах, и та община, что их окружала, позволят им встретить самое тяжёлое испытание в своей жизни, так и не потеряв себя.
Как ни странно, но стержень этот неразрывно связан со Христом, даже если имя Его и не упоминалось в тот момент истории нашей страны. Потому что идеалы, которых придерживаются главные герои пьесы, – это идеалы именно Христианства. Было бы ошибочно считать их некими общечеловеческими ценностями, потому что как раз произведение это и показывает, что далеко не все разделяют их. А общность эта является отражением как раз того, чем призвана быть поместная церковь, – единением совершенно разных людей, объединённых тем, что они вместе пережили исцеляющее действие Радостной вести Христа.
Первую половину второй главы своего письма церквям в Галатии апостол Павел посвящает воспоминаниям о своём визите в Иерусалим для общения с другими апостолами. Во время этой поездки он поделился с лидерами ранней церкви о том, чему и как учил. Для Павла было чрезвычайно важно, чтобы труд его не был в отрыве от всей остальной церкви. Но главное, чтобы работа эта не отрывалась от Самого Христа. Ведь если у человека есть Христос, у него есть всё, о чём можно только мечтать в жизни. Если же у него есть всё, о чём, казалось бы, можно мечтать, но нет Христа, у него на самом деле нет ничего совсем. Начиная вторую главу, апостол Павел буквально в каждой строчке демонстрирует, что его преображение не было лишь личным. Доверившись Богу, он обрёл и новую общину, которой теперь принадлежит.
Четырнадцать лет спустя я опять побывал в Иерусалиме, на этот раз с Варнавой. Мы взяли с собой и Тита. Было откровение, что я должен пойти туда, и я изложил лидерам содержание Радостной Вести, которую я возвещаю среди язычников. Я сделал это в личной беседе с теми, кто считался главным среди них, чтобы проверить, не напрасно ли я трудился и тружусь. Так они не потребовали даже, чтобы Тит, бывший греком, был обрезан. А вопрос этот был поднят лжебратьями, которые скрытно проникли в нашу среду, желая лишить нас той свободы, которую мы получили во Христе Иисусе, и опять поработить нас. Но мы ни в чем не поддались им ни на минуту, чтобы у вас сохранилась истина Радостной Вести.
(Послание Галатам 2:1-5)
ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Нам непросто найти близкое общение в современном мире. Даже поместная церковь не всегда является такой панацеей, потому что внутри неё мы стремимся выстроить отношения с другими людьми на основании светских критериев. Мы подбираем себе людей на основании общих интересов или схожего социального статуса.
Христос же приходит в этот мир не просто для того, чтобы спасти нас индивидуально. Иисус забирает Своё тело из могилы, но, возносясь на небо, Он оставляет здесь Своё тело – ту общину верующих, кто доверился Ему и кто был исполнен святым Духом. В поместной церкви нас объединяет друг с другом что-то, чего мы не можем найти в миру. Мы все пережили Евангелие Христа, то есть осознание своей беспомощности и грандиозности Божьей любви и принятия. Такого рода опыт формирует нас, как ничто другое! Мы исполнены Святым Духом. Каждый из нас, доверившийся Христу, обрёл эту новую жизнь и новую надежду на то, что ждёт нас в раю. Такая общность манит и притягивает к себе.
Но, возможно, вы являетесь частью церкви лишь культурно. Вам нравится общение и антураж вокруг. Не останавливайтесь лишь на этом. Испытайте Господа, прочувствовав то, как Радостная весть Христа может изменить вас. Он дарит нам не просто шанс начать всё сначала. Он даёт нам возможность (может быть, впервые) испытать жизнь как таковую. Там на Голгофском кресте сердце Христа остановилось, чтобы моё впервые забилось. Его жертвы достаточно для того, чтобы стать своим в Его церкви.
Оглядываясь на всю свою прожитую жизнь, сможете ли вы вспомнить момент, когда бы вы обратились к Богу в тихой молитве покаяния, приняв его дар прощения грехов и жизни вечной? Если такого момента не было, сделайте это прямо сейчас. Обратитесь к Нему, чтобы принять этот дар из Его рук! Расскажите всем об этом решении обратиться ко Христу, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
- Евангелие Христа не просто рассказывает нам о том, как мы можем получить прощение грехов и обрести жизнь вечную. Оно меняет нас целиком и полностью, преображая даже наше сердце и то, как мы ведём себя день за днём.
- А потому перестаньте смотреть на него как на что-то, что нужно было нам в самом начале нашей Христианской тропы, и начните относиться к нему как к той вести, что помогает нам на каждом шагу нашего Христианского пути.
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.