Дети твои будут прокляты, твоя земля будет давать скудный урожай, а стада твои и отары принесут мало приплода — телят и ягнят. Небо над твоей головой станет медью, земля под тобой — железом. Ты будешь сеять на поле много семян, но соберешь мало, потому что их пожрет саранча.
(Книга Второзаконие 28:18, 23, 38)
Вы ждали многого, но получилось мало. А то, что вы принесли домой, Я развеял. За что? — возвещает Господь Сил. — За Мой дом, который лежит в развалинах, в то время как каждый из вас заботится лишь о своем доме. Поэтому небо над вами удержало росу, а земля удержала свой урожай. Я наслал засуху на поля и нагорья, на зерно, молодое вино и масло, на произведения земли, на людей, на скот и на труд ваших рук».
(Книга пророка Аггея 1:9-11)
Сын мой, не отвергай наказания Господнего и не злись на Его укор, ведь Господь воспитывает того, кого любит, как отец — сына, который ему угоден.
(Книга Притч 3:11-12)
ведь Господь наказывает того, кого любит, и бьет каждого, кого принимает как сына»
(Послание Евреям 12:6)
Завет Моисея – это один из священных договоров, заключённый между Богом и Его народом. В отличие от безусловного завета Авраама, в котором условия соблюдения принимал на Себя только Бог, завет Моисея подразумевает систему благословений и проклятий народа, связанных с его выполнением или невыполнением. В этом смысле пророческие книги Ветхого завета не были просто предсказаниями будущего. Их основная цель была вернуть народ к исполнению этого самого завета Моисея. А значит, подавляющее большинство предсказаний, связанных с бедами или благословениями иудеев, было просто следствием невыполнения или выполнения договора с Богом. Завет Моисея прекратил своё действие с приходом Христа и заключением Нового завета. В то время как завет с Авраамом как раз был выполнен Иисусом. Но то, что Бог дисциплинирует свой народ, является не просто наказанием взбалмошного и ревнивого Творца, а целенаправленным предупреждением, призванным не только показать причинно-следственную связь появления бед и неудач в жизни, но и стать предупреждением для народа. Так Бог проявляет любовь к Своему народу, ограждая их от гордыни и самоуверенности, в которой они забывают, что их безопасность и процветание зависят от Бога. Эти действия создателя призваны уберечь от губительной забывчивости и неблагодарности иудеев. В этом смысле образ отца из книги Притч, который повторяется потом в Послании Евреям, очень важен для нас. Ведь Бог, как любящий отец, не хочет, чтобы его дети воспринимали Его как данность. Он жаждет близких и доверительных отношений со Своими детьми. Сравните сейчас стихи во Второзаконии со словами в книге пророка Аггея. В чём вы видите параллели между ними? Как проклятия, описанные во Второзаконии, стали реальностью во времена Аггея? К чему эти трудности подталкивают иудеев в их отношениях с Богом? Как невзгоды в нашей жизни возвращают нас к Богу? Что помогает вам в таких ситуациях не озлобиться на Господа, но ещё больше доверять Ему?