Глупые галаты! Кто это так заворожил вас, вас, которым так ясно был представлен распятый Иисус Христос? Ответьте мне на один вопрос: вы получили Духа благодаря соблюдению Закона или же по вере в то, что вы услышали? Неужели вы так глупы? Вы начали Духом, а сейчас вы хотите достичь цели человеческими усилиями? Неужели всё, через что вы прошли, было напрасно? Не может быть, чтобы всё это было напрасным! Разве Бог дает вам Духа и совершает среди вас чудеса потому, что вы соблюдаете Закон, или же потому, что вы поверили тому, о чем вы услышали? Вспомните Авраама, он «поверил Богу, и это было вменено ему в праведность». Так поймите же, что те, кто верит, — сыны Авраама! Писание предвидело, что Бог будет оправдывать людей из всех народов по их вере, и уже тогда была возвещена Радостная Весть, когда было сказано Аврааму: «Через тебя получат благословение все народы». Поэтому те, кто верит, получают благословение вместе с верующим Авраамом. Все, кто полагается на соблюдение Закона, находятся под проклятием. Ведь написано: «Проклят каждый, кто не исполняет всего, что записано в книге Закона». Ясно ведь, что никто не получает оправдания перед Богом исполнением Закона, потому что «праведный верой жив будет». Закон же основывается не на вере, потому что написано: «Исполняющий их будет жив благодаря им». Так вот, Христос искупил нас от проклятия Закона. Он Сам понес проклятие вместо нас (как об этом и сказано: «Проклят каждый, кто повешен на дереве» ), чтобы все народы могли получить через Иисуса Христа благословение, данное Аврааму, и чтобы мы получили обещанного Духа по вере . Братья, возьмем пример из повседневной жизни, ведь даже завещание человека, которое должным образом утверждено, никто не вправе изменять или дополнять. Точно так же и с обещанием, данным Аврааму и его потомку. Заметьте, что в Писании не сказано «его семенам», а «его семени» , то есть имеется в виду один его потомок — Христос. Я хочу сказать, что Закон, данный четыреста тридцать лет спустя, не мог отменить завет с Авраамом, установленный Богом прежде, и тем самым сделать недействительным данное Аврааму обещание. Если бы наследство зависело от Закона, то оно не могло бы основываться на обещании, но Бог, в Своей благодати, дал его Аврааму по обещанию! В чем же тогда назначение Закона? Закон был добавлен позже из-за преступлений и действовал до тех пор, пока не пришел Потомок, к Которому относится обещание. Закон был дан через ангелов, рукой посредника. Нет нужды в посреднике, если кто-то действует один, а Бог один. Так что же, Закон противоречит обещаниям Божьим? Ни в коем случае! Если бы данный нам Закон был в силах давать жизнь, то оправдание действительно зависело бы от Закона. Но Писание говорит, что весь мир находится в рабстве греха, а значит, обещанное может быть дано только по вере в Иисуса Христа и лишь тем, кто верит. Пока не пришла вера, мы были узниками, охраняемыми Законом, до того времени, когда эта вера будет нам открыта. Итак, Закон был нашим воспитателем до прихода Христа , чтобы, когда Он придет, получить оправдание по вере. Но вера уже пришла, и мы больше не находимся под опекой воспитателя. Благодаря вере во Христа Иисуса все вы стали сынами Бога. Ведь все крещеные во Христа «облеклись» в Христа. Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины, вы все одно во Христе Иисусе! А если вы принадлежите Христу, то тогда вы и являетесь потомством Авраама и наследниками Божьего обещания.
(Послание Галатам 3 глава)
Оскорбительный, откровенный и отрезвляющий тон апостола Павла в самых первых стихах этой главы говорит нам о том, что тема, рассматриваемая им, является чрезвычайно важной. Дословно Павел обвиняет галатов не в том, что им не хватает ума, но в том, что они отказываются задуматься. То, о чём пишет Павел, не является каким-то второстепенным вопросом, но темой, понимание которой жизненно необходимо для всех верующих, ведь именно она определяет, обретаем ли мы спасение или всё ещё живём в наших грехах.
Третью главу своего Послания Галатам апостол Павел посвящает тому, чтобы показать превосходство веры над законом. Всё это он делает, чтобы показать, что мы не только обретаем спасение по благодати, но и живём ею. Павел демонстрирует превосходство веры как на основании личного опыта галатов, так и истории Авраама. Ведь одно дело испытать что-то самому, но совсем другое – вписать этот жизненный опыт в общую историю откровения Бога. Так Павел рассматривает ещё и обетования Бога и положение верующих, которые были усыновлены Богом. Раз за разом он демонстрирует, что всё это мы обрели не потому, что безупречно соблюдали закон, а лишь благодаря тому, что доверились Господу.
Глядя на главу целиком, что вам бросается в глаза? На что Павел обращает основное внимание своего повествования? Что ему так важно донести до своей аудитории и в чём была их основная ошибка?
