Серия бесед по книге пророка Аввакума

Уроки кризиса

КАК С УВЕРЕННОСТЬЮ СМОТРЕТЬ В БУДУЩЕЕ, КОГДА И ДУМАТЬ О НЁМ НЕ ХОЧЕТСЯ? 

Кризис – это не просто выход из зоны комфорта, это, прежде всего, потеря почвы под ногами, когда привычные модели и схемы больше не работают, когда приходится переоценивать всё в своей жизни и приспосабливаться к совершенно новым реалиям. В таких ситуациях очень сложно найти точки опоры, потому что всё нестабильно. Кажется, что вся жизнь и весь её привычный уклад рушится в одночасье. 

Такие ситуации возникают в нашей жизни, когда мы сталкиваемся с какими-то локальными трудностями: будь то крушение карьеры, разлад в семейной жизни или неожиданная болезнь, заставляющая теперь жить в новых реалиях. Но кризис может быть и глобальным, когда уже жить в новых условиях вынужден не один или два человека, а вся страна, всё общество или даже весь мир, охваченный последствиями невиданной ранее пандемии загадочного вируса. Как же быть в этих условиях? Как найти те самые точки опоры, которые столь нужны нам в мире, который, кажется, сотрясает без остановки?

Ответы на эти вопрос мы находим с вами в одной древней книге, которая, неожиданно для многих из нас, стала весьма современной сегодня. Эта книга пророка Аввакума. Что же может нам сказать книга, написанная за 700 лет до пришествия Христа, о мире, в котором мы живём сегодня, почти через 2000 лет после воскресения Иисуса из мёртвых? Всмотревшись в загадочную историю этого персонажа, мы без труда найдём в ней много точек соприкосновения с нашей жизнью. 

Мы не знаем, как именно произносится его имя и на какой слог в нём ставится ударение, потому что, скорее всего, это имя пришло из аккадского языка, что говорит о следующем: Аввакум, как и мы, тоже жил в период некоей глобализации, когда иностранные имена перестали быть чем-то необычным. Мы не знаем точно, когда именно он написал свою книгу, но, скорее всего, это произошло в VIII веке до нашей эры вскоре после смерти царя Узии, чьё правление было ознаменовано периодом духовного и экономического процветания в Израиле. Все ожидали, что период этот продлится, но ему на смену, наоборот, пришёл экономический кризис, а с ним – и увеличившаяся коррупция. 

Как и всем нам, Аввакуму было совсем непросто справиться с чувством несправедливости, со своего рода обманутыми ожиданиями, что были у него в глубине сердца. Но ведь, если быть честным с самим собой, ожидания эти есть и у нас. Все мы ожидаем, что жизнь шаг за шагом будет становиться всё лучше и лучше, что наше процветание и уровень жизни продолжит расти. Кроме всего прочего, Аввакум сталкивается не только с локальным кризисом в Израиле, но и с глобальным кризисом, связанным с экспансией Вавилона, захватывавшего всё новые и новые территории. 

Наконец, Аввакум является, скорее всего, храмовым пророком. Мы можем так предположить, по тому, как он выстраивает последнюю главу своей книги. В ней явно ощущаются литургические моменты, которые были бы не чужды пророку, служившему именно в храме. То есть Аввакум, с одной стороны, является, безусловно, глубоко верующим человеком, а, с другой стороны, он привык к стабильности работы, которую трудно назвать тяжкой или изнурительной. Его мироощущение весьма близко менеджеру среднего звена относительно крупной зарубежной компании, доверившему свою жизнь Господу. Он похож на того самого владельца среднего бизнеса, привыкшего к стабильному доходу, невзирая на постоянные трудности, кто воскресенье с семьёй проводит в церкви. Это образованный, начитанный человек, весьма близко знакомый с культурой близлежащих стран, которые он, скорее, всего, посетил лично. Видите, насколько современны проблемы, с которыми соприкасается Аввакум?

На примере этого пророка, скорее всего, трудившегося в храме, мы видим с вами, что кризис – это не только период трудностей, но это именно период переосмысления всего, на чём строится наша жизнь. Те проблемы, что возникли в нашей жизни, дают нам реальную возможность сегодня совершенно честно оценить, на чём выстраиваем мы свою жизнь: на зыбком песке, который размоет следующий серьёзный кризис в нашей жизни, или на Скале, о которую разобьётся самый сильный шторм? Аввакум в своей книге дарит нам семь уроков, усвоив которые, мы сможем намного увереннее смотреть в будущее, даже если смотреть в него нам совершенно не хочется. 

СТРУКТУРА КНИГИ: 

Книга пророка Аввакума – это довольно короткое произведение. В ней всего лишь три главы с весьма простой структурой. В первых двух главах Аввакум очень искренне изливает свои переживания Богу в молитве. Всякий раз, когда он жалуется, Бог отвечает ему, и пророк записывает ответ Всевышнего. Третья же глава является молитвенной песней прославления Творца. В целом, книга показывает, как, столкнувшись с проблемами, со своего рода кризисом веры, даже Аввакум переходит от этого кризиса веры к прославлению Бога. Точно также и нас трудности могут провести от жалоб к песне, восхваляющей в душе Бога, когда мы усваиваем для себя эти фундаментальные уроки кризиса. 

ПОРЯДОК ЗАНЯТИЙ: 

Мы приглашаем вас в духовное путешествие, которое поможет вам, точно также как Аввакуму, пройти от этого ощущения потерянности и неуверенности, что сопровождает всех нас в трудные моменты жизни, к ощущению мира и уверенности, которые мы можем обрести только в Господе. 

Материалы начинаются с конца, с того события, что произойдёт лишь через несколько столетий после написания Аввакумом своей книги и смерти пророка. Сам пророк не увидит этот славный день, но всё его произведение, как бы, пишется в тени этого события, что изменит историю человечества навсегда, разделив её на то, что было до, и то, что случится после, – это воскресение Христа из мёртвых. Именно на этом фундаменте строится вся Христианская вера, и именно на нём и выстраивает своё произведение Аввакум. Всё, о чём мы будем говорить, начинается с конца, с того, что какие бы трудности нас не ожидали в настоящем, доверив свою жизнь Христу, мы можем быть абсолютно уверены, что в будущем нас ждёт победа над самым злейшим врагом и препятствием, которое мы никогда бы не смогли преодолеть сами, – над нашим грехом, приведшим к нашей смерти. Вот почему апостол Павел и пишет в своём первом письме церкви в Коринфе: 

...если Христос не воскрес, то и все, что мы возвещаем, не имеет смысла, равно как и ваша вера... …если Христос не был воскрешен, то и вера ваша напрасна и ваши грехи по-прежнему на вас... Если мы надеемся на Христа лишь в этой жизни, то мы находимся в более жалком положении, чем все прочие люди…  …Если мертвые не воскресают, тогда что же: «Давайте будем есть и пить, потому что завтра умрем»?... Когда тленное облечется в нетленное и смертное – в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!» «О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?» 56 Жало смерти – грех, а сила греха – Закон. Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!

(1 Послание Коринфянам 15:14, 17, 19, 32, 54-56)

Начав с конца, мы можем теперь вернуться к тем урокам, которые мы выносим из изучения книги пророка Аввакума. Скачав и распечатав для себя материалы, или воспользовавшись этой рабочей тетрадью, что держите сейчас в руках, вы сможете присоединиться к нам в трёх простых дисциплинах, которые помогут более глубоко усвоить материал, проработав его в личном изучении и обсуждении в домашних дискуссионных группах:

  • Прослушать воскресную проповедь, материалы которой доступны на сайте. В ваших материалах есть конспекты этих бесед, заполняя которые, вы можете лучше сконцентрироваться на том, что вы слышите в проповеди.
  • Просмотреть видеоуроки, заполняя конспект. Эти уроки развивают и дополняют те темы, над которыми вы уже начали размышлять, когда слушали воскресную проповедь.
  • Провести время в чтении, молитве и размышлении. Наконец, между проповедью и материалами уроков расположились небольшие домашние чтения, рассчитанные на то, чтобы помочь вам каждый день проводить в чтении Библии, молитве и размышлении над тем, что вы прочитали. Вы можете вести дневник в это время, записывая те мысли, что у вас возникли, отвечая на наводящие вопросы или уделяя время молитве. В конце чтений каждого дня есть короткая молитва, которая призвана помочь вам соединить то, что вы прочитали, с вашей собственной молитвой. Рассматривайте её, как, своего рода, заезд на шоссе, некий мост, соединяющий улицу повседневности с трассой вечности. 

УРОКИ КРИЗИСА:

В кризис Бог учит нас:

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone