КАК НЕ РАЗДРАЖАТЬСЯ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА?
Проблемы подтачивают не только наши физические, но и наши эмоциональные силы. Наша жизнь и так заставляет нас постоянно действовать на пределе наших душевных запасов. А период трудностей изматывает нас до конца, забирая последние эмоциональные ресурсы. В результате мы постоянно раздражаемся. Буквально всё вокруг нас вызывает у нас возмущение. Мы не удовлетворены тем, что происходит в семье. Мы недовольны решениями правительства. Нас расстраивают дети и выводит из себя начальник на работе. Не говоря уже о том, что кажется, будто бы люди, наши друзья и знакомые в социальных сетях, сговорились и ведут себя совершенно асоциально. Они всё время с нами не соглашаются, ожесточённо спорят и всячески пытаются вывести нас из нашего хрупкого душевного равновесия.
В такой ситуации очень хочется всем примерить на себя роль ветхозаветного пророка, обличающего всех вокруг него в их очевидных грехах. Однако, изучая как раз книгу одного из таких ветхозаветных пророков, мы выносим для себя чуть другой урок. Безусловно, что пророка Аввакума волнует не только вопрос о том, почему именно Бог использует вавилонян, чтобы наказать израильтян, но и постигнет ли их кара за то, как они опустошают земли. Отвечая на вторую жалобу пророка, Создатель раскрывает, что будет с Вавилоном и его обитателями. Но, приоткрывая завесу тайны грядущих времён, Всемогущий Бог помогает всем нам обратить внимание прежде всего на несовершенство собственной души. Господь пять раз повторяет фразу «Горе вам» в Своём ответе. Всякий раз эта фраза описывает тот или иной грех вавилонян. Но, поступая так, Творец напоминает нам о том, что всем нам не чужды эти же грехи. Так Бог в кризис учит нас заниматься не только отповедью чужих грехов, но и исповедью своих.
Но все их пленники будут насмехаться над ними и глумиться поговорками, говоря: «Горе тому, кто копит чужое добро, кто богатеет на взятом в долг! Надолго ли это?» Не поднимутся ли нежданно твои заимодавцы, не проснутся ли те, кто тебя трепетать заставит? Ты станешь для них добычей. За то, что ограбил ты много народов, те из них, что остались, тебя ограбят, потому что ты проливал кровь, совершал насилие на земле, в городах и над всеми их жителями. Горе тому, кто наполняет свой дом неправедной поживой, чтобы устроить свое гнездо на высоте и избежать когтей несчастья! Ты свой дом опозорил, погубив многочисленные народы; ты расплатишься за это жизнью. Сами камни из стен будут кричать, деревянные балки – им отвечать. Горе тому, кто строит город на крови, созидает город на преступлении. Разве не Господь Сил решил, что труды людей – лишь пища для огня, что народы изнуряют себя напрасно? Ведь земля исполнится познанием славы Господа, как вода наполняет море. Горе тому, кто спаивает ближних, наливая из бурдюков, пока те не опьянеют, чтобы после смотреть на их наготу. Ты бесчестием, не славой, сыт; напейся теперь сам и покажи свою наготу! Чаша из правой руки Господней дойдет и до тебя, и позор затмит твою славу. Злодейство твое на Ливане погубит тебя, бойня зверей, учиненная тобой, тебя же и ужаснет. Ты проливал человеческую кровь, совершал насилие на земле, в городах и над всеми их жителями. Что за польза от идола, которого сделал ремесленник, от литой статуи, что учит только лжи? Верит мастер изделию своему, а оно – лишь немой идол. Горе тому, кто говорит дереву: «Оживи!» – безмолвному камню: «Пробудись!» Научит ли он? И хотя он отделан золотом и серебром, в нем нет дыхания. А Господь – в святом храме Своем; пусть молчит вся земля перед Ним.
(Книга пророка Аввакума 2:6-20)
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ:
Конечно же, мы отдаём себе отчёт в том, что мы несовершенны. Мы далеки от идеала. Но, с другой стороны, сталкиваясь с тем или иным списком грехов или проступков, мы с трудом находим в нём себя. Мы же не убивали. Мы же не изменяли. Мы же не воровали. А даже если и было что-то, то не в таких же объёмах, как у некоторых из наших знакомых. В общем и целом, мы же вполне неплохие люди.
В сердце каждого из нас встроен защитный механизм, не позволяющий нам до конца рассмотреть всю несостоятельность нашей души. Мы просто не выдержим этого зрелища. И всё же, иногда мы начинаем копаться в себе, рассматривая, кто мы и что из себя представляем. С каждым шагом и с каждым откровением нам становится всё больше и больше не по себе. Именно в такие минуты и включается механизм самозащиты, запрещающий нам дальше заниматься самоуничижением. Мы вновь и вновь возвращаемся к этой мантре «Я не самый плохой человек на земле». Но в какой момент цель нашей жизни стала столь никчёмной, чтобы просто быть не самым плохим человеком на земле? Когда мы начали довольствоваться малым?
Более того, мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что по всем нашим счетам нам однажды придётся заплатить, а в духовном плане мы полные банкроты, не способные внести даже первоначальный платёж по всем нашим долгам. Мы не можем выкупить самих себя из рабства наших ошибок. Если только мы будем предельно честны с собой, мы придём именно к этому выводу. Христос, умирая на кресте, не просто делает первый взнос по нашим кредитным обязательствам. Он оплачивает всю сумму долга. Грех либо поставит крест на нашей жизни, либо подведёт ко кресту Христа и прощению.
Какой выбор сделаем мы сегодня? Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы приняли это решение довериться Господу в тихой молитве покаяния? Если вы ещё не сделали этого, сделайте это сейчас. Расскажите всем об этом шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Довольно часто мы исповедуем лишь наши действия, предпочитая не заглядывать глубже. Постарайтесь на предстоящей неделе не только исповедовать какие-то наши поступки, но признаваться в той мотивации, что привела к этим действиям.
ВИДЕОУРОК
- Посмотрите видеоурок, идущий дополнением к этой проповеди. В нём мы разбираем как именно рассмотреть причины греха за проявлениями греха. Это помогает нам не повторять одни и те же ошибки в жизни.
- Присоединитесь к одной из наших групп, на которой вы сможете обсудить эти вопросы глубже с другими людьми. Не упустите этой возможности переоценить всё то, на чём мы строим свою жизнь.
Оглядясь, я увидел, как всю сознательную жизнь не понимал ни себя самого, ни своих стремлений. Мне долго мнилось благом то, что было для меня губительно, и я всё порывался в сторону, противоположную той, которая была мне истинно нужна. Но как море сбивает с ног валами неопытного купальщика и выбрасывает на берег — так и меня ударами несчастий больно возвращало на твердь. И только так я смог пройти ту самую дорогу, которую всегда и хотел.
Согнутой моей, едва не подломившейся спиной дано было мне вынести из тюремных лет этот опыт: как человек становится злым и как — добрым. В упоении молодыми успехами я ощущал себя непогрешимым и оттого был жесток. В переизбытке власти я был убийца и насильник. В самые злые моменты я был уверен, что делаю хорошо, оснащён был стройными доводами. На гниющей тюремной соломке ощутил я в себе первое шевеление добра. Постепенно открылось мне, что линия, разделяющая добро и зло, проходит не между государствами, не между классами, не между партиями, — она проходит через каждое человеческое сердце — и черезо все человеческие сердца….
…Ничто так не способствует пробуждению в нас всепонимания, как теребящие размышления над собственными преступлениями, промахами и ошибками. После трудных неоднолетних кругов таких размышлений говорят ли мне о бессердечии наших высших чиновников, о жестокости наших палачей — я вспоминаю себя в капитанских погонах и поход батареи моей по Восточной Пруссии, объятой огнём, и говорю: «А разве мы — были лучше?»
- Александр Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ»