Пасхальная серия бесед

Воскресенье Христа меняет моё восприятие смерти

КАК CПРАВИТЬСЯ С БРЕННОСТЬЮ БЫТИЯ?

Смерть всегда была нашим злейшим врагом. В одном из древнейших памятников письменности, «Сказаниях о Гильгамеше», мы видим, как главный персонаж ищет бессмертия и по пути ему встречается женщина, которая говорит: 

Гильгамеш, куда бредешь ты? Ты не найдешь вечной жизни, которой ты ищешь, когда боги сотворили людей, они дали людям смерть, и не выпустили вечной жизни из своих рук. 

(Сказания о Гильгамеше)

Именно поэтому, продолжая, она говорит Гильгамешу, что ему стоит просто наслаждаться жизнью. Но как это сделать, если ты знаешь, что за поворотом тебя ждет небытие? Эжен Ионеско исследует этот вопрос в своей пьесе «Король умирает». На протяжении всего спектакля король борется с неизбежностью своей гибели. В какой-то момент в отчаянии он призывает тени ушедших до него и спрашивает, как они смогли смириться со смертью, ведь умирать так неестественно для нас. 

Боже мой! Даже самый маленький муравей отбивается, когда угрожают его жизни. Он покинут, он внезапно вырван из бытия. В нем ускользает Вселенная! Братья мои бесчисленные! Образумьте ничтожного короля ледяным снисхождением! Не умножайте моей агонии....

(Эжен Ионеско «Король умирает»)

Блез Паскаль писал о смерти: «Последний акт кровав, как бы ни была весела вся остальная пьеса. Потом бросают горсть земли на голову – и дело с концом». На протяжении всей истории человечества люди боролись и пытались каким-то образом примириться с идеей смерти. Однако в середине XX века цивилизация додумалась до решения, которое не приходило никому в голову раньше – просто не думать о смерти. Мы живём сейчас в то время, когда все наши усилия направлены исключительно на то, чтобы всячески подавить грустные мысли о конце всего сущего. Мы развлекаем себя всеми правдами и неправдами, стараемся убедить, что «40 – это новые 30», ведём здоровый образ жизни, правильно питаемся, занимаемся спортом, и всё ради одного: не думать о том, что однажды мы умрём. 

В мыслях этих и правда нет ничего приятного. Однако альтернативой подобному отрицанию становится не клиническая одержимость погибелью, но воодушевление, что дарит нам победа Христа на кресте. Именно на этой ноте и заканчивает свои мысли апостол Павел в самом конце 15-й главы 1 Послания Коринфянам. Если Спаситель не вернется раньше, мы все пройдем через эту долину, все вкусим небытие, но смерть больше не в силах нас удержать, она потеряла свою власть над нами, превратившись в бледную тень. В этом мы находим несравненную надежду и радость даже посреди горя и слёз.

Я говорю вам, братья, что плоть и кровь не могут стать наследниками Божьего Царства; ничто тленное не может стать наследником нетленного. Послушайте, я открою вам тайну: мы не все умрем, но все будем изменены, внезапно, во мгновение ока, когда прозвучит последняя труба. По сигналу трубы мертвые воскреснут нетленными, а мы будем изменены. Все тленное должно превратиться в нетленное, и все смертное – в бессмертное. Когда тленное облечется в нетленное и смертное – в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!» «О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?» Жало смерти – грех, а сила греха – Закон. Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа! Поэтому, мои любимые братья, стойте твердо. Ничто не должно вас поколебать. Всегда отдавайте себя полностью на служение Господу и знайте, что ваш труд для Господа не напрасен.

(1 Послание Коринфянам 15:50-58)

ПЕРЕКРЁСТКИ ИСТОРИЙ

Любопытно, что есть очень тонкая, но весьма ощутимая грань, отделяющая то, к чему нас подталкивает окружающий мир, и то, к чему призывает нас наша вера. Это как две тропинки в лесу, что, кажется, идут рядом, и мы даже не замечаем, в какой момент они расходятся в совершенно разные стороны. Мы живём в мире, который постоянно нам шепчет, что если только мы не будем думать о смерти, то сможем убедить себя в том, что её на самом деле нет. Говорят, что знаменитый писатель Уильям Сароян, когда умирал, позвонил в службу спасения и сказал: «Я умираю. Я всегда думал, что в моём случае будет сделано исключение. Что мне теперь делать?» В какой-то степени это отношение к бренности нашего бытия очень хорошо выразил Вуди Аллен, сказавший: «Я не боюсь смерти, просто не хочу быть там, когда это произойдёт со мной».

Есть большая разница между тем, чтобы думать, что ты будешь жить всегда, и тем, чтобы жить в свете вечности. В первом случае мы игнорируем самые базовые представления о жизни, во втором – наполняем нашу жизнь ценностями, что не умрут никогда. Наше общество и культура подталкивают нас к первому варианту, но наша вера призывает нас ко второму – жить с вечностью в умах, в сердцах, в поступках и на устах.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ

Подавляющее большинство исследователей Нового завета и историков сходятся во мнении, что Иисус из Назарета на самом деле был казнён римскими оккупационными властями в Иерусалиме и после этого захоронен Иосифом Аримафейским, являвшимся одним из членов синедриона. В связи с этим нам стоит обратить внимание на три важных факта, связанных с погребением Иисуса. Во-первых, Иисус был приговорен к смертной казни римлянами, но произошло это лишь потому, что синедрион проявил удивительную настойчивость в этом вопросе. Другими словами, все последователи и ученики Иисуса считали именно синедрион виновным в гибели своего Учителя. Следовательно, было бы очень странно, если бы они выдумали историю, в которой один из членов синедриона хоронит Иисуса.

Синедрион в то время был своего рода органом высшей власти в Иерусалиме. Его можно было бы сравнить одновременно с парламентом, духовным советом и верховным судом. Он состоял из семидесяти виднейших представителей общества. Их имена были известны всем в стране. А значит, ученики не могли бы выдумать такого персонажа, как Иосиф Аримафейский, дать ему имя и рассказывать о нём небылицы. Естественно, утверждать, что Иосиф собственноручно похоронил Иисуса, если он этого не делал, ученики бы тоже не могли.

Наконец, стоит обратить внимание на то, как именно евреи хоронили в то время. Обычно в скале вырубалась семейная усыпальница, в которой потом хоронили всех членов рода. Хоронили там, где проживала семья в то время. Первым находил свой вечный покой в этой могиле тот, кто её приобрёл. Его останки хоронились слева от входа в специальной нише. Иосиф был из Аримафеи. Он сделал великолепную карьеру, перебрался в Иерусалим и здесь приобрёл себе на будущее могилу, находившуюся в саду. То есть он позаботился о том, чтобы его похоронили в красивом месте, в котором его родным и близким было бы легко и приятно навещать его. 

Иисус был из Назарета. Если бы Его родным удалось каким-то образом убедить римские власти отдать им останки казнённого преступника, Его бы похоронили в семейной усыпальнице, где были останки многих других родных Спасителя. Доказать потом, что могила пуста, было бы чрезвычайно сложно, поскольку разобраться в том, чьи именно останки покоятся в могиле, на тот момент было невозможно. Но Бог позаботился, чтобы тело Иисуса было положено в совершенно новую могилу. Все знали, где расположен сад с этими усыпальницами. Самое главное, знал об этом Иосиф из Аримафеи, член синедриона, предоставивший свою могилу Иисусу. А значит, любые утверждения о том, что склеп пуст, были бы невозможны, если бы Иисус на самом деле не воскрес из мёртвых. 

Безусловно, в это очень сложно поверить, ведь мёртвые не воскресают. Ученики не ждали воскресения, не верили в воскресение до последнего и приняли его лишь тогда, когда отрицать его было уже невозможно. Но как только мы принимаем историю гибели Иисуса и Его погребения, мы осознаём, насколько сложно отвергать тот факт, что Он воскрес из мёртвых.

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Страшно выпустить из рук свою жизнь, доверившись Богу, потому что каждый из нас вполне отдаёт себе отчёт в том, что именно это означает. Мы знаем, что нам придётся умереть для своих желаний, для своих планов, для своих амбиций в жизни, а мы так долго их холили и лелеяли, что просто не можем себе представить, как можно было бы с ними расстаться.

Вот почему мы так часто пытаемся впустить Творца в нашу жизнь не как Господина нашей судьбы, но, скорее, как дорогого гостя. Мы рады Ему, но при этом мы были бы весьма опечалены, если бы Он начал передвигать мебель, рассказывая нам, что наше жизненное пространство организовано совсем неправильно. 

Однако Создатель вселенной не согласен на эту роль. Он готов войти в нашу жизнь только в том случае, если мы доверимся Ему целиком и полностью во всех аспектах нашего бытия. Потому что в конечном итоге в какой-то момент, как бы мы ни пытались всё предвидеть, как бы мы ни планировали свою жизнь, она всё равно вырывается у нас из рук. Мы просто не в состоянии управлять ею так, как она того заслуживает. 

Довериться Иисусу означает, что, вполне возможно, Он захочет снести тот мир, к которому мы привыкли, и, заложив новый фундамент, отстроить нашу жизнь заново. Возможно, мы совсем не готовы к этому, но это единственное здравое решение, которое мы можем принять, прежде чем обветшавшее здание нашего бытия погребёт нас под грузом проблем и печалей. Конечно же, это страшно, но не страшнее, чем умирать. Христос покорил смерть, чтобы я свою жизнь мог подчинить Христу. Мы доверяемся Богу не потому, что верим, что Он может сделать нашу жизнь лучше, но потому, что считаем, что без Него мы не живём, но всего лишь существуем. Мы обращаемся к Богу, потому что знаем, что только Он смог превратить могилу во врата райского сада, а небытие обратить в долгожданное возвращение домой. 

Однажды наш земной путь подойдёт к концу. Нам будет очень страшно в этот момент. Единственный способ совладать с этим ужасом – это сейчас решиться и довериться Христу, обратившись к Нему в тихой молитве покаяния. Если вы ещё не приняли это решение, сделайте это прямо сейчас. Расскажите всем вокруг себя о том, что вы обратились к Богу, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Мы ко всему привыкаем: и к плохому, и, тем более, к хорошему, постепенно теряя способность восхищаться. Для нас стали привычными путешествия на самолёте, и мы не обращаем внимание на то, что умеем летать. Мы не задумываемся о том, что в наших домах есть свет, тепло и уют, а в кармане подавляющего большинства из нас есть маленький прибор, открывающий доступ ко всему миру. Всё это стало частью нашей повседневной жизни.

Точно так же мы не удивляемся тому, что наши грехи прощены и мы будем жить вечно, если только доверимся Господу. Мы не думаем об этом тогда, когда откладываем решение принять дар Христа, и мы не принимаем это во внимание тогда, когда продолжаем жить так, как жили всегда. Наша вера весьма слабо влияет на наши повседневные дела и на то, как мы планируем нашу жизнь.

Попробуйте поменять абсолютно всё, что вы делаете, и совершенно всё, что вы планируете. Подойдите к любому делу, исходя из двух базовых истин. Во-первых, что мне стоит сказать моим родным или близким перед лицом неминуемой смерти? Как мне стоит себя вести на работе? Чему мне стоит уделять время, которого не так много? Во-вторых, как изменятся все мои решения и планы, если я буду жить вечно? Приучите себя смотреть на всё в своей жизни, преломляя все свои решения, вот этими двумя горизонтами бытия – смерти и вечности.

Пол Каланити был очень талантливым врачом-нейрохирургом. Долгие годы учёбы, практики, и вот заветная цель – профессура, до которой было рукой подать. Ему было 36 лет, жизнь была впереди, со своей молодой женой они планировали, что в ближайшее время в их жизни вскоре появятся дети. Пол не верил в Бога. Он считал, что «конечно же просвещённый разум способен предложить более логичной устройство космоса», чем то, что виделось ему в христианстве.

Однако именно в этот момент смерть, которой он всегда противостоял, перечеркнула все его планы. Полу поставили диагноз – рак лёгких, четвёртая стадия. Жить оставалось совсем немного.

Смерть приходит за каждым из нас. Для нас, для наших пациентов, это судьба всего сущего… Большинство живёт с пассивным отношением к смерти, воспринимая её как нечто, что случится когда-нибудь с тобой и со всеми, кого ты любишь. Но… меня учили сражаться с ней, бороться с ней, как Иаков боролся с ангелом, и таким образом искать смысл бытия… но смерть всегда побеждает. Даже если ты идеальный врач, мир не идеален.

(Пол Каланити «Когда дыхание становится воздухом»)

Доктор Каланити не смирился со смертью. Он с головой окунулся в жизнь. Он написал свою единственную книгу, ставшую мировым бестселлером. У них с женой появилась чудесная дочка – Кэди. Он стал профессором нейрохирургии. И вот тогда, когда перед лицом неминуемой смерти Пол с распростёртыми объятьями принял жизнь во всей её полноте и многообразности, произошло то, чего никто, включая Пола, не ожидал. Его нашёл Бог.

Убрав из мира Бога, мы также лишили мироздание любви, ненависти, значимости… но это не тот мир, в котором мы живём… Основном посылом Иисуса, как я считал, было то, что милость всегда побеждает справедливость… ключевые ценности христианства, жертвенность, искупление, прощение, стали неопровержимыми для меня.

(Пол Каланити «Когда дыхание становится воздухом»)

Мы привыкли, что счастливым концом этой истории было бы исцеление, что доктор Каланити чудесным образом излечился от рака, что Господь спас его и вернул Пола в семью, что теперь они все вместе ходят в церковь, а их дочка играет с папой, возвращаясь с уроков воскресной школы. Всего этого не произошло. Пол умер. Но тогда, когда мы доверяемся Христу в нашей жизни и смерти, «смерть поворачивает вспять» и это становится самым заветным благословенным окончанием любой истории. Ведь воскресение Христа меняет моё восприятие смерти. Христос воскрес!

Проповеди на эту тему
Пасхальная проповедь
Константин Лысаков
Проповедь на «Литургию теней»
Константин Лысаков
Особая проповедь на Вербное воскресенье
Алексей Обровец
Пасхальная серия бесед
Алексей Обровец
Пасхальная серия бесед
Константин Лысаков
Пасхальная серия бесед
Константин Лысаков
Пасхальная серия проповедей
Виктор Иванов
Пасхальная серия бесед
Андрей Башкиров
Пасхальная серия бесед
Филипп Чевелёв
Пасхальная серия бесед
Алексей Обровец
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone