Пасхальная серия бесед

Воскресение Христа меняет моё восприятие славы

КАК НАЙТИ ЗНАЧИМОСТЬ?

Конец XX-го века и начало XXI-го подарили человечеству совершенно новое восприятие славы и известности. На протяжении всей нашей истории подразумевалось, что для обретения популярности ты должен был что-то сделать или что-то из себя представлять. Необходимо было быть героем войны, архитектором, художником, политиком, композитором или представителем знатного рода, чтобы о тебе знало большое количество людей. 

Но всё изменилось с появлением так называемых реалити-шоу на телевидении, героями которых становились самые обычные люди. Не сделав ничего, что заслуживало бы всеобщего внимания, они становились известными порой на всю страну, а в некоторых редких случаях и на весь мир. Стремительный рост популярности социальных сетей лишь развил эти тенденции. Если ещё совсем недавно нужно было быть, скажем, популярным спортсменом, чтобы за твоей жизнью следили миллионы людей, то сегодня это доступно фотографу-любителю, делающему первые шаги в профессии. Всё чаще и всё большее количество людей сегодня определяет свою значимость в мире по количеству подписчиков, следящих за ними в социальных сетях.

Нил Постман посвящает свою книгу «Развлекая себя до смерти» влиянию на нас телевидения. Он начинает эту фундаментальную и во многом пророческую книгу, написанную в 1985 году, словами о том, что мы не угадали с тем, какая антиутопия станет реальностью:

Мы забыли, что рядом с тёмной картиной будущего у Оруэлла была другая, чуть старше и чуть менее известная, но не менее страшная – «Дивный новый мир» Олдоса Хаксли… Оруэлл предупреждал, что нас будет угнетать извне. Но Хаксли писал, что нет необходимости в Большом Брате, чтобы лишить людей независимости, зрелости и истории. Он верил, что люди полюбят своих угнетателей, будут обожать новые технологии, лишающие их способности рационально думать… В «1984» людей контролируют при помощи боли. Но в «Дивном новом мире» ими управляют при помощи наслаждений. Вкратце, Оруэлл опасался, что нас погубит то, что мы ненавидим. Хаксли боялся, что нас уничтожит то, что мы любим.

(Нил Постман «Развлекая себя до смерти»)

Можно добавить ещё один аспект: Оруэлл опасался, что за нами будут всё время будут наблюдать, но Хаксли показал, что нашим самым страшным кошмаром станет то, что никто не будет следить за нашей жизнью. Тот факт, что одно из самых популярных реалити-шоу называется «Большой брат», лишь подтверждает тезис Постмана, что прав оказался Хаксли, а не Оруэлл.

Конечно же, кто-то может возразить, что «слава и популярность» совсем не привлекают их. Есть среди нас и те, у кого нет социальных сетей совсем, и кто ничуть от этого не страдает. Но даже в этом случае нам чрезвычайно важно знать, что жизнь наша что-то значит. В этом смысле, в отличии от Древней Греции или Рима, в Израиле слово «слава» ассоциировалось не только и не столько с известностью, сколько с сиянием Божьей славы, в лучах которой мы были сотворены купаться и чей ласковый свет мы утратили, предпочтя жить по своим законам и правилам. Подводя итоги своим аргументам о воскресении Христа и грядущем телесном воскресении верующих, апостол Павел отвечает на вопрос: «Каким будет наше воскресение из мёртвых?» Он возвращается к этой идее Божьей славы, показывая своей аудитории, что воскресение Христа однажды введёт нас в мир, в котором мы будем познаны и узнаны всем мирозданием.

Может, кто-то спросит: «Как воскреснут мертвые? Какое у них тогда будет тело?» Спрашивать об этом неразумно. Ведь каждому семени для того, чтобы прорасти, надо сначала умереть! Когда ты сеешь, ты же сеешь не само растение, а лишь семя, пшеничное или какое-либо другое. А Бог по Своему усмотрению дает ему тело – каждому семени свое. Не все тела одинаковы: у людей не такое тело, как у зверей, у зверей не такое, как у птиц, а у птиц не такое, как у рыб. Есть тела небесные и тела земные. У небесных тел своя красота, и у земных тел своя. У солнца тоже свое сияние, у луны свое, у звезд свое. Звезды, в свою очередь, тоже отличаются по яркости друг от друга. Так же будет и при воскресении мертвых. Тело сеется в тлении, а воскресает нетленное. Сеется бесславно, а воскресает славно. Сеется в слабости, а воскресает в силе, сеется физическое тело, а воскресает – духовное. Если есть тело физическое, то есть и тело духовное. Писание говорит, что первый человек, Адам, стал живым существом, но последний Адам – духом животворящим. Сначала приходит не духовное, а физическое, и лишь потом – духовное. Первый человек был сотворен из праха земного, а второй Человек – это Человек с небес. Земные люди подобны первому земному человеку, а небесные будут такими же, как Человек, пришедший с небес. И как сейчас мы носим образ земного человека, точно так же мы будем похожи на Человека небесного.

(1 Послание Коринфянам 15:35-49)

ПЕРЕКРЁСТКИ ИСТОРИЙ

Где-то в глубине души всем нам близок девиз Николая Алексеевича Островского, набивший уже всем оскомину бесчисленными школьными сочинениями. В своём романе «Как закалялась сталь» он пишет про жизнь:

Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому главному в мире…

(Николай Островский «Как закалялась сталь»)

А дальше мы сами формулируем для себя, чем именно является это самое главное. Для Островского это была «борьба за освобождение человечества». Для одних это успешная карьера, а для других – счастливая семья. Спортсмены ценят высшую ступень пьедестала, а художники жаждут признания. Артисты и музыканты живут аплодисментами публики, а учёные – открытиями. Все мы по-своему ищем свою славу, своё бессмертие и свою значимость, определяя для себя, что значит «прожить жизнь так, чтобы не было мучительно больно». Философ Джеймс Смит пишет:

Мы живём в век, когда все знамениты. Мы променяли шанс обрести бессмертие на возможность стать популярным в социальных сетях.

(Джеймс Смит «По пути со Святым Августином»)

Всякий раз, когда мы находим свою значимость в том, что делаем, мы вступаем на шаткую почву, готовую уйти из-под ног в любой момент. В каждом нашем шаге эхом отдаётся вопрос: «А сделал ли я достаточно?» И честным ответом всегда будет: «Конечно же нет».

Это не означает, что теперь мы занимаем пассивную позицию и перестаём стремиться к чему-либо в жизни. Совсем нет! Просто теперь, зная, что слава наша в вечности зависит не от нас, мы обретаем свободу делать всё, что мы делаем, во славу Божию. Оказавшись на этом столь знакомом перекрёстке между ощущением значимости и действительно непреходящей славой, не стоит размениваться по мелочам, выбирая путь, который всё равно заведёт нас в тупик разочарований, когда мы можем разделить славу Самого Бога, доступную нам. 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ВОСКРЕСЕНИЯ

Нам сложно не определять свою весомость положением в обществе тех людей, кого мы знаем лично. Читая очередную историю о том, что какой-то знаменитый актёр или спортсмен обратился в христианство, нам хочется делиться этим со всеми, кто нас окружает, поскольку выбор этих состоявшихся людей в чём-то делает и наш выбор довериться Богу более логичным и обоснованным. Это естественно для большинства людей. 

Поэтому, когда мы читаем историю смерти, погребения и воскресения Иисуса Христа, мы ожидаем найти в ней упоминание таких членов синедриона, как Иосиф Аримафейский или Никодим. Они делают всё повествование более весомым. Было бы естественно, чтобы именно они стали первыми, кто обнаружит пустую гробницу. В этом случае, как нам кажется, людям было бы проще поверить в то, что Иисус на самом деле воскрес из мёртвых. Но нет! Не знатные вельможи становятся теми, кто первым находит гробницу пустой. Ими становятся женщины.

Нам, живущим в XXI веке, весьма просто упустить из виду, сколь странно то, что именно женщины оказались первыми, кто увидел воскресшего Христа. Всё дело в том, что свидетельство женщин не принималось в суде в древности, поскольку считалось, что они не заслуживали доверия. Тот факт, что именно женщины нашли гробницу пустой, никак не способствует тому, чтобы люди поверили в историю воскресения Христа из мёртвых. Более того, это не помогает созданию положительной репутации апостолов, являвшихся основателями нового религиозного движения. Было бы намного логичнее, если бы кто-то решил выдумать эту историю, если бы, скажем, такой человек, как Пётр, был первым, кто увидел Христа воскресшим.

Другими словами, единственная причина, почему мы вообще встречаем в Евангелиях упоминание о том, что именно женщины были первыми у пустой могилы Христа, в том, что это действительно произошло. Нет никаких причин придумывать эту деталь повествования, которая могла лишь навредить.

ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ

Страстная неделя начинается с Вербного воскресенья, в которое мы вспоминаем о въезде Иисуса в Иерусалим. Нам сложно сегодня даже представить себе, насколько значимой была триумфальная процессия Иисуса в Иерусалиме для Его учеников. Представьте себе на мгновение группу людей, привыкших зарабатывать свой хлеб тяжёлым трудом где-то в провинции. Они ни в коей мере не являются элитой общества или её интеллигенцией. Их и образованными людьми назвать-то было нельзя. И вдруг они оказываются в самой гуще событий. Их предводитель въезжает в столицу с почестями грядущего царя. Кажется, что судьба повернулась к ним лицом и их карьера пошла в гору. Мы же упускаем всё это из виду, потому что смотрим на эти события с точки зрения грядущей гибели Иисуса на кресте. 

Но именно к такого рода славе мы и стремимся всю нашу жизнь. Мы жаждем стать теми, кто хотя бы оказался настолько близко к победителю, что может нежиться в лучах его славы. И если только нам это удаётся, мы вспоминаем об этом потом всю нашу оставшуюся жизнь, считая, что именно благодаря этому мгновению мы и жили не зря.

Однако крест Христа всё в нашей жизни расставляет на свои места. Слава Спасителя не в этом триумфальном марше победителя, которым Он въезжает в Иерусалим. Посмотрите на этот въезд под другим углом. Представьте себе на мгновение почести, которые получает президент России, приехав в какую-то небольшую деревню, затерянную посреди бескрайних широт нашей страны. Скажем, его встречают «хлебом и солью», а затем провозглашают «председателем местного колхоза». Нас не удивляют такого рода почести, но, с другой стороны, они нас и не впечатляют, поскольку они ничего не добавляют к тому, кем уже является приехавший в деревню человек. Это сравнение лишь в малой степени демонстрирует нам то, как выглядит торжественный въезд Иисуса в Иерусалим, когда мы напоминаем себе о том, что Он является Царём царей, ангелы славят Его каждый день. Всё мироздание, луна, солнце и звёзды поют Ему. Чем является наше почитание Его по сравнению со всем этим? 

Крест стал славой Христа, чтобы значимость не была тяжёлым крестом для меня. Мы тратим всю нашу жизнь на то, что может получить даром любой из нас, как самый большой неудачник, так и самый успешный человек. Мы ищем значимость, заглядываем в глаза людей, надеясь услышать от них, что наша жизнь что-то значила. Но, доверившись Христу, мы получаем Его славу, приобщаемся к Его свершениям. В знаменитой пьесе Шекспира «Макбет» Малькольм описывает, как принял смерть казнённый Кавдор: «И умер с миром. Жизнь он завершил достойнее, чем прожил». Любой обратившийся ко Христу завершает жизнь достойнее, чем прожил, потому что в вечности мы полагаемся не на себя и свои заслуги, но на подвиг на кресте Иисуса.

Приняли ли вы этот дар прощения грехов и жизни вечной в тихой молитве покаяния, разговоре между вами и Богом? Если вы ещё не сделали этот шаг веры, совершите его сейчас, обратившись ко Христу. Расскажите о вашем решении, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

Насколько же нам просто и естественно «перетягивать одеяло на себя». Это может выражаться в весьма курьёзных и забавных моментах. Например, спортивные болельщики настолько суеверны, что могут свято верить в то, что их команда выигрывает в чемпионате или в решающем матче только потому, что на них надета та самая футболка, которую они так и не постирали с прошлого первенства. В этом веровании нет никакой логики, но это не мешает миллионам людей по всему миру считать, что победа или поражение их команды зависит именно от того, что они делают или не делают. 

Можно взять другую крайность – религиозную практику молитвы. Как часто люди считают, что Бог отвечает именно им, именно потому, что они молятся особенно правильным образом. То, что объединяет эти два полюса человеческой жизни, – это убеждённость, что «если бы не я…», то ничего бы и не было. Но, поступая таким образом, мы крадём славу, что принадлежит лишь Богу. Спортсмен, участвующий в соревновании, не может сказать, что победил исключительно благодаря своим «спортивно-волевым качествам», потому что качества эти даны ему Богом. Никто из нас не может утверждать, что добился успеха в жизни своими усилиями, ведь таланты, случай, связи и возможности были даны нам Создателем. Не могут хвастаться своим успехом и родители, поскольку каждый отдаёт себе отчёт в том, сколь много заложено в ребёнке при рождении и насколько легко любому из нас было бы испортить тот замечательный потенциал, что дан Творцом.

Это не означает, что мы не несём никакой ответственности и не играем никакой роли в том, что происходит в нашей жизни. Просто мы помним, что всем, что мы делаем, мы славим Бога. То есть, взяв практически любую сферу нашей жизни, мы понимаем, что добились чего-то исключительно благодаря Господу, а не потому, что мы были такими замечательными людьми. Поэтому будет вполне естественно, если мы приучим себя к простым словам: «Слава Богу!», которые бы мы произносили не как дань традиции, но как искреннее выражение благодарности Богу за всё в нашей жизни.

Христос обещает нам так много, что скорее желания наши кажутся Ему не слишком дерзкими, а слишком робкими. Мы - недоумки, забавляющиеся выпивкой, распутством и успехом, когда нам уготована великая радость; так возится в луже ребенок, не представляя себе, что мать или отец хотят повезти его к морю. Нам не трудно, нам слишком легко угодить.

(Клайв Стейплз Льюис «Бремя славы»)

Проповеди на эту тему
Пасхальная проповедь
Константин Лысаков
Проповедь на «Литургию теней»
Константин Лысаков
Особая проповедь на Вербное воскресенье
Алексей Обровец
Пасхальная серия бесед
Алексей Обровец
Пасхальная серия бесед
Константин Лысаков
Пасхальная серия бесед
Константин Лысаков
Пасхальная серия проповедей
Виктор Иванов
Пасхальная серия бесед
Андрей Башкиров
Пасхальная серия бесед
Филипп Чевелёв
Пасхальная серия бесед
Алексей Обровец
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone