КАК РАДОВАТЬСЯ, КОГДА НИЧЕГО ОСОБО НЕ РАДУЕТ?
Так часто с детской непосредственностью мы ждём праздников, потому что, откровенно говоря, наши будни не столь часто радуют нас. У всех нас в детстве была надежда на то, что, повзрослев, мы сможем наконец-то распрощаться со всем тем, что мешает нам жить, чтобы уже начать радоваться жизни. Другими словами, нам не нужно будет больше спать днём, вместо этого мы сможем играть. И дело даже не только в том, что, возмужав, мы осознали, что было бы здорово устроить тихий час посреди рабочего дня, а то, что жизнь оказалась не совсем такой, какой мы хотели её видеть.
У каждого из нас есть свой длинный список ошибок и разочарований, оставивших глубокие шрамы в сердце. У одних это ошибки молодости, у других череда предательств, у третьих неудачи в карьере. А есть те из нас, кто готов повторить вслед за Аланис Морисетт строки из её знаменитой песни «Иронично»: «Это как встретить мужчину твоей мечты, а затем познакомиться с его прелестной женой. Иронично, не находите?»
Именно такой была история Анны, мамы пророка Самуила. Это грустная повесть женщины, делившей любовь своего мужа с ещё одной женой. Мы привыкли думать, что неразделённая любовь доставляет муки и страдания. Мы думаем, что, если бы только чувства были взаимными, нам не было бы так больно. Вот почему так часто люди бросают свои семьи, лишь бы только обрести радость новой любви в жизни. Но это весьма поверхностный взгляд на любовь и счастье. Оно гораздо глубже, чем нам кажется. Вот почему так часто такие бурные романы вновь оканчиваются пепелищем остывающих чувств.
Но злоключения Анны не ограничивались тем, что ей приходилось делить любовь своего мужа. Она не могла забеременеть. Другими словами, её история показывает нам девушку, лишенную того, что принято называть «женским счастьем». У неё было не так много причин для радости. Несмотря на это, доверие Господу помогает ей справиться с горем и печалью. Анна выражает свою радость в песне, которая удивительным образом отражается в песне Марии, когда та узнаёт, что ей предстоит стать мамой Иисуса. Две девушки, две мамы, две судьбы, но один источник радости.
Был некий человек из Раматаима, цуфит из нагорий Ефрема, которого звали Элкана. Он был сыном Иерохама, сына Элигу, сына Тоху, сына Цуфа, ефремит. У Элканы было две жены. Одну звали Анна, а другую – Фенанна. У Фенанны были дети, у Анны же их не было. Из года в год этот человек ходил из своего города в Шило, чтобы поклоняться и приносить жертву Господу Сил. Хофни и Пинехас, два сына Илия, были там священниками Господа. Всякий раз, когда Элкана приносил жертву, он давал часть мяса своей жене Фенанне и всем ее сыновьям и дочерям. Но Анне он давал двойную часть, потому что любил ее, хотя Господь закрыл ее чрево. Оттого что Господь закрыл чрево Анны, ее соперница жестоко изводила и унижала ее. Так продолжалось из года в год. Всякий раз, когда Анна ходила в дом Господа, соперница изводила ее, и та плакала и не ела. Элкана говорил ей: «Анна, почему ты плачешь? Почему не ешь? Почему скорбит твое сердце? Разве я не значу для тебя больше, чем десять сыновей?»
(1 Книга Царств 1:1-8)
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ
Обман столь привычен для наших сердец. Мы так легко становимся заложниками наших желаний, всё время думая, что, если только мы получим то, чем мы столь сильно хотим обладать, наконец-то мы будем счастливы. Мы ощущали это в детстве, когда все наши надежды были на то, что Дед Мороз наконец-то подарит нам ту самую заветную игрушку. Но и повзрослев, мы не расстались с этой привычкой. Для одних таким желанием становится какая-то заветная вещь. Мы тратим так много денег на покупки именно потому, что где-то в глубине души верим, что эти вещи смогут подарить нам счастье. Мы знаем, что это не так, но всё равно продолжаем верить. Кто-то ищет радость в карьере и деньгах. А кто-то из нас более изощрён, считая, что счастье подарит любовь, семья, дети. Конечно же, мир не без религиозных людей, верящих, что они смогут радоваться жизни лишь тогда, когда все вокруг будут верить так же, как верят они.
Каким бы ни был наш рецепт радости, мы можем быть уверены, что будем разочарованы. Потому что все это лишь маскирует нашу тоску по Богу и вечности. На генетическом уровне мы помним, что когда-то мы были частью рая. Было время, когда мы знали Бога и были узнаны Им. Все наши попытки обрести земную радость – это лишь отголоски той бездонной тоски, что живёт в сердце каждого из нас.
Автор Послания Евреям приоткрывает своим читателям завесу того, что мотивировало Христа на кресте. В 12-й главе своего письма он пишет, что Иисус «ради предстоящей радости претерпел смерть на кресте, пренебрегши позор». Мы были радостью Спасителя. Наше спасение и преображение было тем, что мотивировало Христа терпеть страдания, Смерть стала радостью Иисуса, чтобы жизнь была в радость нам даже тогда, когда кажется, что ничто не радует. Всё это позволяет Гилберту Кийту Честертону сделать удивительное наблюдение, что для верующих радость является фундаментальным чувством, в то время как скорбь – временным. Для тех, кто далёк от Бога, всё наоборот. Счастье становится отдушиной, в то время как скорбь является повседневный лейтмотивом всей жизни.
Человек больше похож на себя, человек более человечен, когда радость в нем — основное, скорбь — второстепенное. Меланхолия должна быть невинным предисловием, легким, ускользающим налетом — хвала должна быть жизнью души. Пессимизм, в лучшем случае, — выходной день для эмоций, радость — великий труд, которым мы живы. Язычник или агностик полагает, глядя на человека, что эта первичная потребность никогда не удовлетворится. Радость должна быть всепроникающей; агностик хочет ужать ее и загнать в один уголок мира — зато отчаяние его распространяется на непостижимую вечность.
(Гилберт Кийт Честертон «Ортодоксия»)
Ощутили ли вы уже эту радость? Обратились ли вы к Богу в тихой молитве покаяния? Приняли ли дар прощения грехов и жизни вечной? Если вы ещё не сделали этого, начните подготовку своего сердца к Рождеству с этого решения. Обратитесь к Богу в искренности и простоте своего сердца в тихой молитве покаяния. Поделитесь этим решением с окружающими, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Однажды, когда они поели и попили в Шило, Анна встала... Анна молилась и говорила: «Возликовало мое сердце в Господе, вознесся в Господе мой рог. Мои уста осмеивают врагов, потому что я радуюсь Твоему избавлению. Нет столь святого, как Господь; нет другого, кроме Тебя; нет скалы, подобной нашему Богу. Не говорите больше надменно, не давайте своим устам говорить с такой дерзостью, ведь Господь есть Бог знающий, оценивающий все дела. Сломаны луки воинов, а немощные вооружаются крепостью. Те, кто был сыт, теперь нанимаются работать за пищу, а те, кто голодал, больше не голодают. Когда-то бесплодная – родила семерых, а имевшая много сыновей – изнемогает. Господь умерщвляет и оживляет; низводит в мир мертвых и выводит из него. Господь делает нищим и дает богатство; Он смиряет и возносит. Он поднимает бедного из праха и возносит нуждающегося с груды пепла; сажает их с вождями и дает им наследовать престол славы. Ведь основания земли устроены Господом, на них Он поставил мир. Он охраняет пути Своих святых, а нечестивые сгинут во мраке. Сила им не поможет: противники Господа будут рассеяны. Он разразится громом на них с небес; Господь будет судить во всех концах земли. Он даст мощь Своему царю и вознесет рог Своего помазанника.
(1 Книга Царств 1:9 и 2:1-10)
Даже те из нас, кто не мучим жаждой контроля всего и вся в жизни, страдают от того, как мало мы на самом деле держим всё в своих руках. Раз за разом мы все в той или иной степени пытаемся обуздать жизнь. Каждый из нас проявляет инициативу по-разному. Кто-то наконец составляет резюме и отправляет его потенциальным работодателям. Кто-то решается пригласить девушку на свидание. Однако во всех этих историях есть единый знаменатель – мы принимаем решение, считая, что результат во многом будет зависеть прежде всего от наших действий. Но в древней истории Анны всё совсем иначе.
Анна отказывается быть заложницей обстоятельств в своей жизни. Фраза «Анна встала» является идиоматическим выражением, которое можно было бы перевести, как «Анна решила всё взять в свои руки». Мы бы ожидали, что она начнёт предпринимать какие-то действия, чтобы как-то решить свои проблемы. Но вместо этого Анна отправляется в храм молиться, и в этом поступке сокрыта огромная мудрость.
Молитва не является чем-то пассивным. Это не фатализм человека, смирившегося со своей судьбой. Совсем нет! Это одновременно признание того, как мало мы контролируем, и исповедание того, что абсолютно всё в нашей жизни – в руках любящего Бога. Мы прибегаем не просто к Творцу со своими просьбами и надеждами, но приносим их Тому, Кто стал одним из нас, кто испытал все перипетии нашей жизни. Мы приходим со своими молитвами к Всевышнему, ставшему Младенцем Христом. Мы приносим наши терзания Богу, погибшему на кресте. И это наполняет сердца свободой и радостью.
Верните контроль над своим сердцем и чувствами, вверив душу Господу в молитве. Приучите себя в это Рождество находить радость не в тех вещах, что традиционно дарят нам счастье, но обретайте его в близком общении и доверии Господу, которое проявляется в постоянной молитве.
Для меня нет более великого утешения, данного человечеству, чем это: Христос стал человеком, ребенком, младенцем, играющим на коленях у груди своей благословеннейшей матери. Найдется ли человек, коего не утешит это зрелище? Ныне побеждена власть греха, смерти, ада, стыда и вины — нужно лишь подойти к этому агукающему Младенцу и уверовать, что Он пришел не судить вас, но спасти.
(Мартин Лютер)