Бог сказал такие слова: «Я — Господь, твой Бог, Который вывел тебя из Египта, земли рабства. Пусть не будет у тебя других богов, кроме Меня.
(Книга Исход 20:1-3)
Ведь с небес открывается гнев Божий на всякое нечестие и неправедность людей, которые истину попирают злом. Им известно то, что можно знать о Боге, потому что Бог явил им это. От создания мира невидимые свойства Бога — Его вечная сила и Божественная природа — вполне могут быть поняты через рассматривание того, что Он сотворил. И значит, людям нет извинения, потому что, хотя они и знали Бога, тем не менее они не прославили Его как Бога и не были благодарны Ему, но предались пустым размышлениям, и их неразумные сердца погрузились во мрак. Притязая на мудрость, они стали глупыми и заменили славу нетленного Бога на образы, похожие на тленных людей, птиц, четвероногих животных и пресмыкающихся. Поэтому Бог оставил их на произвол низменных желаний их сердец, и они сами оскверняли свои тела нечистотой. Эти люди заменили истину Божью на ложь и поклонялись и служили созданию, а не Создателю, Который достоин вечной славы, аминь.
Что же это значит? Что Закон — это грех? Конечно нет. Однако я бы и не знал, что такое грех, если бы не существовал Закон. Я бы не знал, например, что значит желать, если бы Закон не говорил: «Не желай». Грех, найдя предлог в этом повелении, породил во мне всевозможные желания, но без Закона грех мертв. Я когда-то жил, не зная Закона, но когда я узнал повеление, то грех во мне ожил, а я умер. Оказалось, что повеление, которое должно было принести жизнь, принесло смерть, потому что грех, используя само повеление, обманул меня и привел к духовной смерти. Но Закон святой, и повеление святое, справедливое и хорошее. Так что же, хорошее принесло мне смерть? Нет! Но чтобы грех мог проявить себя как грех, он, действуя через хорошее, произвел во мне смерть. И таким образом, через повеление, мы смогли яснее увидеть, насколько ужасен грех.
(Послание Римлянам 1:18-25 и 7:7-13)
Первая заповедь (которую, по нашему мнению, мы все хорошо соблюдаем) призывает нас к тому, чтобы мы черпали свою сущность и значимость лишь в Боге. На протяжении всего Ветхого Завета Израиль (Северное и Южное царства после разделения) сначала впадает в идолопоклонство и лишь потом в другие грехи. В 1 главе послания к Римлянам Павел пишет, что сначала люди заменили объект поклонения (Творца поменяли на творение), а затем, как следствие, впали в аморальное поведение. Удивительным образом апостол Павел использует одну из тех десяти заповедей, о которой мы не так часто задумываемся («не завидуй») и на её основании наглядно демонстрирует, как рождаются идолы в нашей жизни. Почему мы завидуем? Потому что мы думаем, что то, чего у нас нет, подарит нам счастье, которое может дать лишь Бог. Последствием этого становится наделение даже благих вещей такой значимостью, которую они не в силах выдержать. То есть даже благо может обратиться во зло, если мы возводим его в идеал, которым должен быть только Бог. Как отрывки отражают эту идею замены Бога на идола? Как вы думаете, почему нам так сложно заметить, как такие достойные вещи в нашей жизни, как учёба, работа, семья, дом или церковь становятся порабощающими нас идолами, когда занимают место Бога в нашей жизни? С какими идолами сталкиваетесь вы в своей жизни чаще всего? Что помогает вам противостоять им и возвращаться раз за разом к поклонению Богу?