Павла привели на городской совет , в Ареопаг , и попросили: — Расскажи нам, что это за новое учение, которое ты проповедуешь? Ты говоришь о чем-то странном, и нам хотелось бы знать, что всё это значит. Наилучшим времяпрепровождением для афинян и живущих там чужеземцев было говорить или слушать что-нибудь новое. И Павел, встав посреди Ареопага, сказал: — Афиняне! Я по всему вижу, что вы очень религиозны. Я ходил вокруг и внимательно осматривал ваши святыни. На одном из жертвенников было написано: « неизвестному богу ». Этого неизвестного Бога, Которого вы почитаете, даже не зная, Кто Он такой, я и возвещаю вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, является Господом неба и земли. Он не живет в храмах, построенных руками людей, и не нуждается в том, чтобы люди служили Ему своими руками, как будто Ему чего-то не хватает, ведь Он Сам дает всем людям жизнь, дыхание и всё остальное. От одного человека Он произвел все народы, чтобы они заселили всю землю, на которой Он определил им время и границы обитания. И всё это Бог сделал для того, чтобы люди искали Его, могли ощутить Его и найти Его, хотя Он и не далек от каждого из нас. Ведь «в Нем мы живем, движемся и существуем», как об этом говорили и некоторые из ваших поэтов: «Ведь мы и есть Его род». И раз мы род Бога, то мы не должны представлять Божество в виде золотого, серебряного или каменного истукана или в виде какого-либо образа, сделанного по замыслу человека и умением его. Итак, оставляя в стороне времена невежества, Бог сейчас повелевает всем людям повсюду покаяться. Он назначил день, когда будет судить мир по справедливости, и уже избрал Человека, Который и будет судьей. Он подтвердил это перед всеми, воскресив Его из мертвых!
(Книга Деяния апостолов 17:19-31)
Выступление Павла на ареопаге – это речь подсудимого во время судебного процесса, который вполне может закончиться смертным приговором для него. Вероятно, вся речь длилась больше часа и до нас дошла лишь её короткая часть, в которой Павел использует примеры из языческого искусства, чтобы раскрыть Христианские истины. Так, он упоминает «алтарь неведомому богу», касаясь базовых верований афинян и их архитектуры. Он цитирует древнюю поэзию. Он вспоминает строки Эпименида Критского, жившего в VI – V вв. до РХ, и его стихотворение, посвящённое Зевсу. В этой поэме Эпименид высмеивает критян, которые относились к божеству греческого пантеона так, будто он умер. Также Павел упоминает строки из Арата Киликийца (IV – III вв. до РХ) и его поэмы звёздам. Правда, возможно, это и цитата из Клеанфа (IV – III вв. до РХ), у которого встречаются схожие строки. В любом случае, используемые Павлом примеры далеки от того, что стали бы цитировать евреи. Даже сегодня эти произведения могут показаться шокирующими для Христиан. Но для афинян они были близкими и знакомыми. Что сформировало ваше отношение к культуре? Что определяет ваш выбор книг? Как вы решаете, какие фильмы и сериалы или спектаклей смотреть, а какие нет? Как выбираете выставки для посещения или музыку для прослушивания? Что помогает вам вдумчиво относиться к культуре, не становясь её бездумным потребителем?