В этих мифах и легендах, как в зеркале, отражается история Христа. Он полноправный Правитель этого мира, который приходит на землю и видит, что она находится в запустении из-за решения Адама, выбравшего жизнь по своим правилам. Последствием этого решения было проклятие жизни как таковой. Так, например, наш труд стал тяжёлым и бесплодным. Вместо хлеба земля порождает для нас тернии, с которыми мы боремся всю нашу жизнь. С одной стороны, этот образ близок любому человеку, кто хоть раз пытался пропалывать грядки на даче и знает не понаслышке, насколько тяжело избавить землю от маленьких корешков сорняков. Но, с другой стороны, образ этот близок также и всем нам, кто понимает, как много этих «корешков сорняков» встречается и у нас на работе, когда буквально каждый шаг и каждое решение даётся с большим трудом, потому что мы постоянно боремся с несовершенством системы, вместо того чтобы просто работать. И это уже не говоря о том, что так часто мы и не замечаем сами тернии в нашем сердце.
Адаму же Он сказал: «Так как ты послушался жены и съел плод с дерева, о котором Я велел тебе: «Не ешь от него», проклята из-за тебя земля: в тяжком труде ты будешь питаться от нее во все дни твоей жизни. Она произрастит тебе колючки и сорняки, ты будешь питаться полевыми злаками. В поте лица своего ты будешь есть свой хлеб, пока не вернешься в землю, из которой был взят; потому что ты – прах, и в прах ты вернешься.
(Книга Бытие 3:17-19)
Иисус принимает последствия греха Адама и наших грехов на Себя. Его короной в буквальном смысле слова становятся тернии.
Солдаты отвели Иисуса в резиденцию наместника и собрали вокруг Него весь полк. Они раздели Его и надели на Него алую мантию. И сплетя венок из терновника, надели Ему на голову, дали Ему в правую руку трость и стали насмехаться над Ним, становясь перед Ним на колени и говоря: «Да здравствует Царь иудеев!» И плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. Вдоволь наиздевавшись, они сняли с Него мантию, одели Иисуса в Его собственную одежду и вывели на распятие.
(Евангелие от Матфея 27:27-31)
Проклятие стало венцом Христа, чтобы славой Христа был увенчан я. Иисус начинает приводить в порядок мироздание, преображая его. Эта работа будет завершена лишь со вторым пришествием Христа. Но Он также обещает нам не только прощение грехов и жизнь вечную. Он не только говорит, что Его праведность будет вменена нам, но и обещает, что однажды разделит с нами свою славу.
Кто несёт на себе наше проклятие? Тащим ли мы его на себе или же готовы отдать Его Спасителю? Кто является нашим Царём? Один из величайших художников в истории человечества, Винсент Ван Гог был человеком глубоко противоречивой судьбы. С одной стороны, он был глубоко верующим, но одновременно всю свою жизнь боролся со своими демонами, которые в конечном итоге и стали причиной его смерти. Но он понимал искусство и, как ни странно, понимал природу Бога не только как Царя, но и как Художника, Творца, преображающего наши сердца. Ван Гог писал:
«Христос прожил чистую жизнь и был величайшим из художников, ибо пренебрег и мрамором, и глиной, и красками, а работал над живой плотью».
(Винсент Ван Гог)