Спустя какое-то время Бог подверг Авраама испытанию. Он сказал ему: «Авраам!» «Я здесь», – ответил Авраам. Бог сказал: «Возьми сына, своего единственного сына Исаака, которого ты любишь, иди в землю Мориа и принеси его там в жертву всесожжения на горе, на которую Я укажу тебе». На другой день рано утром Авраам встал, оседлал осла, взял с собой двух слуг и сына Исаака, нарубил дров для всесожжения и отправился в путь к тому месту, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам поднял взгляд и увидел вдали то место. Он сказал слугам: «Оставайтесь здесь с ослом, а мы с мальчиком пойдем туда и совершим поклонение, а потом вернемся к вам». Авраам взял дрова для всесожжения и положил их на спину Исааку, а сам понес огонь и нож, и они вдвоем отправились в путь. Исаак сказал своему отцу Аврааму: «Отец!» «Да, мой сын?» – ответил Авраам. «У нас есть огонь и дрова», – сказал Исаак, – «но где же ягненок для всесожжения?» Авраам ответил: «Бог Сам усмотрит ягненка для всесожжения, сын мой». И они вдвоем пошли дальше. Когда они добрались до места, о котором сказал ему Бог, Авраам построил там жертвенник и сложил на нем дрова, связал своего сына Исаака и положил его на жертвенник поверх дров. Он протянул руку и взял нож, чтобы заколоть сына. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба: «Авраам! Авраам!» «Я здесь», – ответил он. «Не поднимай руки на мальчика», – сказал Он, – «не делай с ним ничего. Теперь Я знаю, что ты боишься Бога, потому что ты не пожалел для Меня сына, своего единственного сына». Авраам поднял взгляд и увидел барана, который запутался рогами в зарослях. Он пошел, взял барана и принес его в жертву всесожжения вместо сына. Авраам назвал то место «Господь усмотрит», и оттого доныне говорится: «На горе Господа усмотрится».
(Книга Бытие 22:1-14)
Потом Симеон благословил их и сказал Марии, матери Его: «Он будет причиной падения и возвышения для многих в Израиле и станет знамением, которое будет многими отвергаемо, – да и тебе самой меч пронзит душу. Через все это откроются тайные мысли многих людей».
(Евангелие от Луки 2:34-35)
ВО ЧТО МЫ ВЕРИМ
Оставляет ли Бог человечество погибать в греховном и бедственном состоянии? Бог не оставляет людей погибать в грехах и бедствиях, в которые они впали, нарушив первый завет, обычно именуемый заветом дел, но, исключительно по Своей любви и милосердию, избавляет Своих избранных и приводит их ко спасению посредством второго завета, обычно именуемого заветом благодати.
(Полный Вестминстерский катехизис, 1647 год. Вопрос №30)
Когда мы любим, то не обращаем внимания на опасности, которые любовь в себе таит, предпочитая видеть мир в розовом свете влюблённости. Мы игнорируем предупреждения других, более опытных людей. Они твердят нам, что в нашей совместной жизни будут ссоры и конфликты, но мы полагаем, что всё, что будет у нас, это лишь небольшие недопонимания, которые мы, конечно же, разрешим без проблем. Нам говорят, что самые сложные годы в браке – это все те, что после свадьбы, а мы считаем, что нас ждёт безоблачная жизнь. Нас пытаются убедить в том, что нас ждут трудности и проблемы, а мы считаем, что никто и никогда не любил так, как любим мы. Не то что бы мы были настолько наивны. Просто мы не отдаём себе отчёт в том, сколько опасностей таит в себе любовь.
Но в случае с Марией можно и правда сказать, что никто и никогда не был в её положении. Узнав о беременности, Мария понимает, какие опасности это таит. Ведь она может лишиться жизни образно. У неё есть представление о том, какой будет её жизнь, как они поженятся с Иосифом, как совьют своё гнёздышко, как будут жить вместе и растить детей. Но сейчас всё переворачивается с ног на голову. У неё уже есть Ребёнок, но ещё нет мужа. Все её планы могут пойти прахом. Иосиф может отвернуться от неё или опозорить её, объявив, что Ребёнок не его. Ей придётся расстаться со своей репутацией, со своим положением в обществе, с перспективами не только однажды выйти замуж, но и просто получить хоть какую-то работу, кроме трудоустройства в «древнейшей профессии». И при всём при этом у неё на руках будет Сын, Которого нужно растить, о Котором нужно заботиться. Любовь Бога может вдребезги разбить её жизнь, которая только-только начинается.
И она также может лишиться жизни буквально. Мы живём в век, когда медицина сделала огромный рывок вперёд. Это не делает роды «лёгкой прогулкой в парке», но эпидуральная анестезия их существенно облегчает. А элементарное соблюдение норм гигиены уже в разы повышает шансы рожениц не только пережить роды, но и не умереть от заражения после них. Всё это не было доступно Марии. Ей предстояло родить Спасителя в хлеву, рядом с животными. Она понимала, что есть шансы, что она не переживёт эту ночь. Любовь Бога могла стоить ей жизни. Но, несмотря ни на что, она принимает эту любовь и идёт на риск. Давным-давно Бог остановил Авраама в последний момент, заменив его сына на ягнёнка. Мария увидит, как Бог не остановится и пойдёт до конца, потому что Он сделал Иисуса Ягнёнком, погибающим за её грехи. Любовь Бога опасна, потому что она настоящая.
МОЯ МОЛИТВА
Господи, Твоя любовь обжигает и обнажает, но она же и согревает меня!
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Что в страстной любви Бога страшит нас больше всего?
