Загляните в любой музей мира - и вы обнаружите мириады картин, написанных на Библейские сюжеты. Но спросите сегодня у рядового прихожанина церкви, каково отношение Христианства к популярной культуре? Скорее всего, вы услышите слово «негативное». Что же произошло с верой? В какой момент Христианство перестало влиять на культуру? Но что ещё интересней, когда веру начали воспринимать как «милое чудачество»?
«Христианство видит в человеке образ Бога и предлагает ему стремиться соответствовать примеру Христа. Новое европейское сознание предполагает другой подход к человеку: "Вы – такой, какой Вы есть, и Вам не к чему и не за чем стремиться – кроме удовлетворения своих физических потребностей или покупки нового iPad". Фактически речь идёт о создании общества "атеизма в лайковых перчатках". В нём вера в Бога будет рассматриваться как такое же милое чудачество, как, скажем, коллекционирование бумерангов. После этого для таких дорогих сердцу европейских секуляристов и левых проектов, как безлимитные аборты, гей-браки и эвтаназия не останется преград». (Константин Эггерт, «Война агрессивного неверия и веры пока не пришла в Россию, но она вполне возможна». Коммерсантъ FM, 12 марта 2012 года.)
Но с другой стороны, трудно не заметить, что и популярная культура сегодня изменилась кардинальным образом. Мы так долго жили в тени антиутопий Джорджа Оруэлла, что и не заметили, как реальностью стали не его слова, но описание мира по Олдусу Хаксли.
«Оруэлл боялся, что запретят книги. Хаксли боялся того, что причины запрещать книги не будет, поскольку никто не захочет их читать. Оруэлл боялся, что нас лишат информации. Хаксли боялся, что нам будет дано столь многое, что мы опустимся до пассивности и эгоизма. Оруэлл боялся, что мы станем публикой без права выбора. Хаксли боялся, что правда утонет в море безразличия. Оруэлл боялся, что мы станем одномерной культурой. Хаксли боялся, что мы станем тривиальной культурой, озабоченной мелочными чувствами, банальностями развращенности и центробежными силами игры в подкидного… Оруэлл боялся, что нас погубит то, что мы ненавидим. Хаксли боялся, что нас погубит то, что мы любим… Эта книга посвящена возможности того, что прав оказался Хаксли, а не Оруэлл». (Нил Постман, «Развлекая себя до смерти: публичные слушания в век шоу-бизнеса»).
Так что же, Христос «за» культуру? Или «против»? Может быть, он «в» культуре? Или всё же «над»? На страницах Священного Писания мы находим не только всеобъемлющее представление о том, что такое «популярная культура», но и практические советы, что «принимать», что «отвергать», а что «преображать» в нашей культуре.