КАК ПРОВЕРИТЬ ТО, ВО ЧТО ПОВЕРИЛ?
Рассказ Николая Лескова «Однодум» был написан в 1879 году и стал первым из трёх рассказов, посвящённых «русским праведникам». Прототипом главного героя этого рассказа стал вполне реальный квартальный полицейский. Действие рассказа происходит в XVIII веке, во времена правления Екатерины II. Преамбула рассказа довольна проста, но тем и увлекательна для российского читателя. Рыжов – глубоко верующий человек, который в силу своих убеждений является человеком честным и прямолинейным. Но самое главное, его честность проявляется в крайне редком явлении для российских чиновников – он не берёт взяток. На протяжении рассказа начальство пытается Рыжова всячески сбить с выбранного им пути. Они доходят даже до того, что подбивают Рыжова к созданию семьи, надеясь, что хоть это как-то сподвигнет его к тому, чтобы вернуться к привычному укладу жизни. Но всё тщетно. Вера Рыжова и его принципы оказываются сильнее всех искушений, включая необходимость заботиться о своей семье.
В этом смысле рассказ довольно современен, поскольку он показывает нам то восприятие веры, к которому мы привыкли сегодня. Наши религиозные убеждения становятся неким дополнением к более глубинным ценностям, которых мы придерживаемся. Именно эти фундаментальные убеждения и определяют наше поведение, включая наше отношение к закону, деньгам, сексу и всему остальному, что формирует нашу жизнь. То есть мы идентифицируем себя как Христиан, но при этом в глубине души мы остаёмся приверженцами светского мировоззрения. Другими словами, если только мы сделаем шаг назад, мы будем вынуждены признаться, что не всё так просто в той системе ценностей, которая легла в основу нашей жизни. Порой у верующих остаётся довольно много убеждений, которые они унаследовали больше от культуры, в которой они живут, чем заимствовали их со страниц Священного Писания.
Но верна и обратная картина. Если быть предельно честными, то и неверующие будут вынуждены признать, что их убеждения не столь рациональны, как они, возможно, привыкли думать. Более того, присмотревшись к ним внимательней, они вдруг с удивлением для себя обнаружат, что они живут не в мире так называемых «общечеловеческих ценностей», но в глубоко Христианском мире. Историк и на тот момент атеист Том Холланд посвятил этому свою книгу «Доминион». В ней глава за главой он наглядно показывает, что мы живём в мире, сформированном именно Христианством. В этом смысле современные атеисты и агностики остаются Христианами, пусть и довольно странными, поскольку они отказываются верить в Бога.
Означает ли всё это, что наша Христианская вера иллюзорна или поверхностна? Совсем нет! Христианская вера достаточно крепка, чтобы выдержать наши сомнения и вопросы. Она является, пожалуй, самым разумным и логичным мировоззрением из тех, что известны человечеству. Вот почему даже отрекаясь от неё, люди продолжают оставаться её приверженцами в том, какие ценности они считают фундаментальными в своей жизни. Не говоря уже о том, что вся современная критика Христианства тоже основана именно на Христианских ценностях.
При всём при этом, Христианская вера намного глубже и в ней больше таинственного и загадочного, чем мы привыкли думать. Вот почему для нас сегодня столь важны слова этого безымянного небесного святого покровителя всех, кто когда-либо сомневался, – отца из Евангельского рассказа об исцелении. Того самого человека, кто воскликнул со слезами на глазах: «Верю! Помоги моему неверию».
Когда они вернулись к остальным ученикам, то увидели, что тех окружила большая толпа и учители Закона спорят с ними. Когда все увидели Иисуса, они пришли в крайнее изумление и побежали Ему навстречу, чтобы приветствовать Его. «О чем у вас спор?» – спросил Иисус. Кто-то из толпы ответил: «Учитель, я привел к Тебе сына, в него вселился дух немоты. И когда дух схватывает его, то бросает его на землю, и тогда у мальчика идет пена изо рта, он скрежещет зубами и цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать духа, но они не смогли». Иисус в ответ сказал: «О неверующее поколение! Сколько Мне еще быть с вами? Сколько Мне еще терпеть вас? Приведите мальчика ко Мне». Мальчика привели. Как только дух увидел Иисуса, он вызвал у мальчика приступ, и тот упал и стал кататься по земле, и изо рта у него пошла пена. «Давно с ним так?» – спросил Иисус у отца. «С самого детства», – ответил тот. – «Дух часто бросает его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Сжалься над нами и помоги, если Ты что-нибудь можешь сделать». «Если можешь?!» – сказал Иисус. – «Кто верит, тот может все». И тотчас отец мальчика воскликнул: «Я верю, но помоги мне преодолеть свое маловерие!» Иисус, увидев, что сбегается толпа, приказал нечистому духу, говоря: «Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него и больше никогда не входи!» Вскрикнув и сильно сотрясши мальчика, дух вышел. Мальчик стал как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв мальчика за руку, поднял его, и тот встал.
(Евангелие от Марка 9:14-27)
ДЕСЯТИСЕКУНДАНЯ ПРОПОВЕДЬ
Нам нравится история про несчастного отца больного ребёнка, который в самый важный момент жизни восклицает «верю, помоги моему неверию», не только потому, что в ней каждый видит себя. Но потому, что происходит после этого. Ведь если задуматься на мгновение, эта история разбивает все мифы о вере, которые мы привыкли принимать за чистую монету. Например, что тот, кто верит, не может сомневаться. Или то, что верующие должны очень хорошо знать то, во что они верят. Но всё это совершенно неприменимо к этому отцу, который жаждет увидеть исцеление своего сына. Он не очень хорошо представляет себе, Кем именно является Иисус. Вряд ли он смог бы сформулировать доктрину Троицы или рассказать о природе Священного Писания. Более того, он сомневается и честно признаётся в своих сомнениях.
Мы спасаемся не тем, как сильно или сколь совершенно мы верим, но тем, в Кого мы верим и Кому мы доверяем. Иисус исцеляет мальчика несмотря на то, что вера его отца не была ни совершенной, ни сильной, ни страстной, в том смысле, что он готов был отдать всё, лишь бы последовать за Иисусом. У него не было другого выбора, кроме как довериться Иисусу, и он воспользовался этим шансом. Вера отца мальчика была смиренной, искренней и открытой. Этого доверия было более чем достаточно, чтобы Спаситель преобразил его жизнь и жизнь мальчика. Философ Джеймс К. А. Смит в своей книге «Как не быть светским» пишет: «Мы верим не вопреки нашим сомнениям, но одновременно с ними. В этом смысле мы все как Фома неверующий».
Не сила моей веры, но могущество Христа спасает меня. Мы не можем гордиться или хвастаться нашей верой. Вне зависимости от того, считаете ли вы, что мы были предопределены ко спасению или сами приняли решение довериться Господу, мы вынуждены признать, что наше решение было сформировано тем, какие мы, каким был наш жизненный опыт и как мы прошли через испытания. Мы были созданы и сформированы Господом, а значит, даже если мы считаем, что доверие Богу было сугубо нашим осознанным решением, мы не можем уйти от того, что решение это было вылеплено Богом из нашего характера и обстоятельств нашей жизни. Истинная вера смиряет нас и преображает.
В уже упомянутом рассказе Лескова «Однодум» мы читаем, что именно изменило городничего – «он дочитался до Христа». То есть столкнулся с живым Спасителем, и встреча эта навсегда изменила его до такой степени, что в ней не осталось места для компромисса с собой или своей совестью:
Протопоп выисповедал Рыжова и даже похвалился, что на все корки его пробрал, но не нашел в нем греха к смерти. “Каялся, - говорит, - в одном, другом, в третьем, - во всем не свят по малости, но грехи все простые, человеческие, а против начальства особого зла не мыслит и ни на вас, ни на меня “по касающему” доносить не думает. А что “даров не приемлет”, - то это по одной вредной фантазии…” На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и “до Христа дочитался”, с того резонных поступков строго спрашивать нельзя.
(Николай Лесков «Однодум»)
Возможно, сейчас вы страшитесь принять решение довериться Богу, потому что вас терзают сомнения. Или вы думаете о том, как мало вы знаете о Боге, чтобы назвать себя верующим. Мы всегда будем сомневаться и не будет момента, когда мы могли бы сказать, что мы постигли в достаточной мере богословие. А потому, всё, что нам нужно сделать – это просто довериться Христу, обратившись к Богу в тихой молитве покаяния.
Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы молились таким образом, прося Бога войти в вашу жизнь, смиряясь пред Ним, принимая Его дар прощения грехов и жизни вечной? Если вы ещё не сделали этого, сделайте это прямо сейчас. Расскажите всем о вашем шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
- Вне зависимости от того, являетесь вы Христианином или нет, уделите время тому, чтобы оценить то, во что вы верите.
- Задумайтесь о том, что вы почерпнули в окружающей вас культуре и просто приняли как нечто незыблемое. Проверьте, можете ли вы жить с теми выводами, к которым неминуемо подталкивают вас ваши убеждения. Научитесь сомневаться в ваших сомнениях, то есть спрашивать себя о том, насколько разумна альтернатива.
Во второй половине XIX английский поэт и культуролог Мэтью Арнольд написал стихотворение «Берег Дувра», в котором в аллегорической форме отразил тенденции, что мы принимаем сегодня на веру. А именно то, что «море веры» отступает под неудержимым напором науки и материализма.
Да, Веры Море
Когда-то было полно, сплетено
Чудесным поясом у берега земли.
Но слышно мне сейчас,
Как отступает и ревёт оно
В тягучем споре
С полночным ветром, как за часом час
Лишь галька мира шелестит вдали.
Однако любой, кто когда-то был у моря, мог наблюдать, что у него есть не только отливы, но и приливы. Гилберт Кийт Честертон в своё время сказал, что «Христианство умирало много раз, но всякий раз воскресало, потому что его Богом был тот, Кто знал выход из могилы». Джастин Брайрли взял этот образ Мэтью Арнольда за основу своей недавно вышедшей книги «Удивительное возрождение веры в Бога». В частности, в первой главе этой книги он пишет о том, как отлив сменился приливом и море веры шаг за шагом берёт реванш за некогда утраченные позиции:
Многие далёкие от веры мыслители в последнее время задаются на публике вопросами о ценности религии и о том, к чему идёт Запад в отсутствии историй, которыми делилось с нами Христианство… С ростом их влияния я всё больше и больше задаюсь вопросом, не видим ли мы коренные перемены посреди нашего секулярного века? Не наблюдаем ли мы за целым морем открытости к вере? … Людям нужны истории, которые помогают им жить. И те истории, что мы рассказывали себе в последние несколько десятилетий звучат всё более и более поверхностно и надуманно.
(Джастин Брайрли «Удивительное возрождение веры в Бога»)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.
ОШИБКА В ПРОПОВЕДИ
Константин Лысаков допустил ошибку в проповеди. Он упомянул, что в доме Руссо, считавшем, что Христианство переживает свои последние дни, через 100 лет поселилось Библейское общество. Философом утверждавшим это был Вольтер, а не Руссо. Дом был не в Париже, а в Женеве.