КАК ПЕРЕСТАТЬ ПОВТОРЯТЬ ОДНИ И ТЕ ЖЕ ОШИБКИ?
Любопытно, как в конце жизни Альберт Камю, французский писатель и философ, не веривший в Бога, раз за разом обращается к теме греха и покаяния. Его последняя законченная повесть опубликована в 1956 году и называется «Падение» (La Chute). В ней мы встречаемся с Жаном Батистом Кламансом, адвокатом, специализировавшимся на защите вдов и сирот, а ныне «судьёй на покаянии». Жан Батист очень ярко описывает современного человека, говоря: «Он блудил и читал газеты». Лишь в конце произведения мы видим, что в молодости этот весьма достойный гражданин, кавалер ордена Почётного легиона прошёл мимо тонущей женщины. Вся повесть превращается по сути в исповедь в этом грехе безразличия, повлекшего смерть.
Годом позже у Камю выходит сборник рассказов «Изгнание и царство» (L'Exil et le royaume), в котором мы вновь сталкиваемся с попытками писателя осмыслить тему греха и покаяния. Первый рассказ называется «Неверная жена» (La Femme adultère) и посвящён истории Марселя и Жанин, мужа и жены, переживающих не лучшие времена. На протяжении всего рассказа Жанин пытается ухватиться за стремительно угасающую красоту и молодость, она всё ещё считает себя привлекательной, жалеет об ускользающей жизни и в конце рассказа срывается, убегая из гостиницы, в которой супруги остановились. Марсель спит, не замечая, что жена ушла. Жанин возвращается под утро:
Марсель не проснулся, когда она с теми же предосторожностями вернулась в номер. Он только буркнул что-то, когда она легла, а потом вдруг сел в постели. Он заговорил, но она не поняла, что он сказал. Он встал и зажег свет, ударивший ее, как пощечина. Пошатываясь, он пошел к умывальнику, взял бутылку минеральной воды и долго пил прямо из горлышка. Он уже собирался нырнуть под одеяло, но застыл, опершись коленом о край кровати, и растерянно уставился на Жанин. Она безудержно рыдала, не в силах унять слез. — Ничего, дорогой, — сказала она, это так, ничего.
Рассказ оканчивается этими словами «неверной жены»: «ничего… это так, ничего», но вот что любопытно, в рассказе не упоминается, что Жанин действительно была неверна своему мужу. Одного желания было достаточно для Камю.
Столь глубокий анализ греха в конце жизни тем более интересен, учитывая, что Камю трагически погиб в автокатастрофе в 1960 году. Не было никаких причин предполагать, что его жизненный путь подходит к концу, не было предпосылок для столь фундаментальных размышлений о покаянии. Камю не верил в Бога, с распростёртыми объятиями принимал абсурдность бытия, так почему же тогда его так интересовал вопрос греха? Может быть, потому, что даже отрицая существование Всемогущего Творца, мы всё равно боремся с тем, что никак не можем совладать со своими желаниями, а когда отдаёмся им, как Жанин, они неминуемо нас разочаровывают. Завершая рассматривать тему благодати в пятой главе своего письма Римской церкви, Апостол Павел показывает не только всю разрушительность греха, но и демонстрирует, как Христос подарил нам свободу и радость новой чистой жизни.
ПРИМЕНЕНИЕ:
В жизни каждого из нас есть один грех, «любимая ошибка», те самые пресловутые грабли, на которые мы наступаем вновь и вновь. Мы ошибочно думаем, что если только мы сможем избавиться от этого греха, всё в нашей жизни будет идеально и замечательно. Но почему мы совершаем этот грех? Какова глубинная причина почему мы повторяем его вновь и вновь? К каким другим грехам ведёт этот один поступок? Но самое главное, мы ошибочно считаем, что просто не сможем устоять в следующий раз, когда будем искушаемы именно этим грехом. Напомните себе, если нужно проговорите: «Я могу не грешить. Не смотря на то, что в моей жизни будут грехи, каждый раз я могу начинать с чистого листа, я могу не грешить, потому что Христос подарил мне жизнь».