Недалеко от Миннеаполиса моя маленькая синяя Toyota Corolla въехала на обширную парковку одной из крупнейших средних школ штата Миннесота. Заперев машину в море автомобилей, я закрепила маску и вместе с толпой безликих людей прошла сквозь пронизывающий зимний ветер к главным дверям школы.
Осенью 2021 года, когда протоколы covid-19 еще сохранялись в государственных школах, я была студентом-учителем 11-го класса. Эта школа могла похвастаться тем, что является одной из самых разнородных государственных средних школ Миннесоты, и мне посчастливилось общаться со множеством учеников, представляющих разные страны, происхождение и систему убеждений.
Когда наступил последний день моей студенческой практики, я была поражена реакцией моих студентов: больше всего сожалели о моем уходе те, кто за весь семестр не произнес ни слова. Они старались зайти в аудиторию и попрощаться со мной, передавая небольшие пакеты с подарками и записками. Одна из студенток, недавняя беженка из Мьянмы, написала мне письмо на ломаном английском: «Я буду скучать по тебе, по твоему мягкому голосу, который каждый день говорил „Привет“, и по постукиванию на твоем компьютере. Благодаря тебе в классе я чувствовала себя как дома».
Я была ошеломлена. Мое сердце, охваченное теплом и удивлением, размышляло над ее ответом. Я заставила класс почувствовать себя как дома? Да еще для беженца — студентку, которая уже неизвестно сколько времени не может назвать какое-то место своим домом?
Еще большее недоумение вызвало то, что из всех моих студентов она была единственной, с кем мне редко доводилось общаться — она посещала единственный урок, который я не вел, а только наблюдала. Когда она входила, я здоровалась с ней по имени. На этом наше общение заканчивалось.
С тех пор я задумалась о силе и радикальной обыденности отношений. Если просто ежедневное появление и приветствие студентки было важным, то что было бы, если бы я стала частью ее жизни и оказалась в такой обстановке, где могла бы поделиться с ней Евангелием? Что если путь к достижению сердец начинается с того, чтобы просто появляться изо дня в день и интересоваться чьей-то жизнью?
Поколение Z нуждается в друзьях
Размышляя об эффективных способах привлечения представителей поколения z, я попросила родственников и друзей высказать свои соображения, и все их ответы сводились к одному и тому же: отношения. Многие представители поколения z страдают от разобщенности и изоляции, живут в соответствии с откровенной ложью, которая окрашивает их реальность. Ненависть к себе и зацикленность на себе одновременно царят в их душах, и они пребывают в замешательстве.
Как мы евангелизируем поколение, живущее в этой дихотомии? Как мы можем помочь им нарисовать жизнь и красоту в картине их жизни?
Через отношения.
В проповеди Тима Келлера «Песнь Марии» он подчеркивает, что, когда ангел Гавриил сообщает Марии, что она станет матерью Мессии, она покорно подчиняется ему со словами: «Вот я раба Господня; да будет мне по слову Твоему» (Лк. 1:38). Мы не видим ярких эмоций с ее стороны. Однако сразу после этой встречи она «встала и пошла с поспешностью… и приветствовала Елисавету» (ст. 39-40). После того как Елизавета услышала новость от Марии, она разразилась хвалой Богу за то, что Он сделал. И только после этого мы читаем поэтическую песнь Марии, выражающую радость и смиренную хвалу Господу, в Евангелии от Луки 1:46-55.
Келлер подчеркнул, что мы не можем в полной мере ощутить красоту и близость Бога, если не находимся в общении с другими верующими.
В мире, где на первом месте стоит личность, как можно возвеличить Христа, если мы искренне ставим во главу угла общение — то, что Оксфордский словарь определяет как «дружеская связь»? В нашей повседневной жизни это может выглядеть как изучение и запоминание имен, улыбка и махание рукой, приветствие и интерес к жизни наших соседей и сослуживцев, кассиров и товарищей по спортзалу.
Представители поколения Z нуждаются в друзьях старшего возраста
Как верующие, призванные к ученичеству, мы еще больше углубляем это дружелюбие в своем окружении. Благовестие через общение и гостеприимство — построение отношений через прием кого-либо, будь то дома, в школе, на работе или в другом месте — является глубоким средством благодати для достижения сердец странников. Несмотря на то, что многие думают, представители поколения z жаждут таких отношений, особенно со взрослыми и мудрыми людьми, которые уделяют время тому, чтобы узнать их и поговорить с ними.
Некоторые из моих самых важных моментов в старших классах были связаны с тем, что моя наставница делала это для меня. Я проводила время с ней в ее доме, где бегали, кричали и играли ее маленькие дети. Среди хаоса мы говорили о Боге и жизни, и я нашла место, где чувствовала себя как дома — место, где пробудилась моя привязанность к Господу.
Поколению Z нужны обычные друзья
В служении Иисуса мы видим радикальную обыденность — «многие мытари и грешники возлежали с Иисусом и учениками Его» (Мк. 2:15). Часто мы поддаемся искушению «лечить» проблемы друзей и неверующих издалека, а не идти с ними по жизни и испытаниям. Мы можем сбрасывать со счетов чрезвычайно влиятельную и обычную практику простого пребывания с людьми — служение присутствия. Нам удобнее дарить слова, а не время.
Большинство представителей поколения z, с которыми мы сталкиваемся, не являются беженцами в прямом смысле, как моя ученица, но они являются таковыми в метафорическом смысле: они изолированы, часто чувствуют себя перемещенными и неустроенными, одинокими и стремятся к комфорту чего-то или кого-то знакомого и безопасного.
Создание и формирование учеников происходит в гостиной с игрушками, на заляпанной липким слоем кухне, в кофейнях, на пешеходных дорожках и в комнатах отдыха, где мы обмениваемся ободряющими советами, чтобы выстоять в повседневной жизни. Представители поколения z жаждут простоты гостеприимства. Именно там начинают открываться сердца и пробуждаются привязанности к чему-то большему, чем то, что предлагает мир.
Что, если мы с Божьей помощью решимся стать гостеприимными, доброжелательными, ориентированными на отношения людьми в любом месте и с любым человеком, которого Бог регулярно ставит перед нами? Может оказаться, что даже те, кто кажется самым застенчивым или наименее заинтересованным, будут затронуты больше всего.