СЕГОДНЯ НА БОГОСЛУЖЕНИИ В 15:00

КАК НАСЛАЖДАТЬСЯ СТАТУСОМ «ХОЛОСТЯКА»?

Основной принцип: Брак, конечно же, изменит нашу жизни, но он не решит абсолютно всех наших проблем. Он не стоит того, чтобы стремиться всеми правдами и неправдами вступить в него. Лучше быть одиноким и холостым, чем одиноким в браке. Безбрачие может даже быть благословением, если мы перестанем смотреть на него, как на проклятие.

Наше общество смотрит на одиноких мужчин и женщин чуть-чуть сверху вниз. Вне зависимости от того, что было причиной безбрачия (не успела ли девушка просто выйти замуж, засиделся ли молодой человек в холостяках, овдовел ли кто-то или просто потерял супругу в разводе), у окружающих появляется невысказанное искушение начать рассматривать таких людей с некой долей снисхождения. При этом холостяки подвергаются давлению как в традиционной, так и в прогрессивной культуре. В традиционной культуре окружение давит на них, потому что считается, что продуктивный член общества должен быть в браке для того, чтобы рожать и воспитывать детей, дабы быть ответственным членом общества. Нам хорошо знакомо это давление ожиданий. Но мы не совсем отдаём себе отчёт в том, что и прогрессивная культура оказывает не меньшее давление на тех, кто так и не нашёл себе пару. Помните этот диалог из знаменитого фильма 1979 года Владимира Меньшова «Москва слезам не верит»:

— Я даже могу сказать, что вы, например, не замужем.
— Если я не ношу обручального кольца, это еще ни о чем не говорит.
— Да даже если бы вы носили три обручальных кольца, вы все равно не замужем. У вас взгляд незамужней женщины.
— А что, незамужние женщины смотрят как-то по-особенному?
— Конечно. Они смотрят оценивающе. Так смотрят милиционеры, руководящие работники и незамужние женщины.

Нет даже никакой необходимости объяснять, с чем именно связан этот оценивающий взгляд. В этом и прелесть этого диалога в фильме, который даже удостоился премии Оскар в своё время. Эта картина посвящена судьбам трёх девушек, приехавших не только покорять Москву, но и искать в ней своё личное счастье. Первая из них Антонина трудится маляром на стройке и выходит замуж за москвича-рабочего. Людмила знакомится с подающим надежды хоккеистом. А Екатерина влюбилась в красавца-телеоператора, забеременела от него, но в результате вынуждена была самостоятельно воспитывать дочь. По прошествии 20 лет мы вновь встречаемся с этими девушками, однако теперь не только Катерина, но и Людмила оказалась в положении одинокой женщины, после развода со своим мужем. Несмотря на то, что у Катерины всё в порядке с профессиональной сферой, она тяготится своим социальным статусом. Ей хочется замуж, а отношения с женатым любовником лишь усугубляют её тоску по семейному счастью. Поразительно, что невзирая на всю пропаганду коммунистического строя, эта система выдавала произведения искусства, столь честно исследовавшие человеческие чувства и устремления.

Но давление испытывают не только женщины. И начинается оно гораздо раньше, чем принято думать. Нам кажется сегодня дикостью, что в древности девушки выходили замуж в возрасте 12-14 лет, а молодые люди становились мужьями, когда им было 15-16.  Вспомните, как чувствует себя парень или девушка, которые ни с кем не встречаются в школе. Или как смотрят на того, у кого нет парня или девушки во время учебы в институте. Задумайтесь, наконец, над тем, как люди смотрят на того холостого парня или девушку, что работает вместе с ними. И вы заметите, что, каким бы современным или прогрессивным общество не было, оно оказывает достаточно большое давление на холостых людей. Всё это находит отражение в нашей культуре, которая умудряется объединять в себе традиционные и прогрессивные черты. В нашей культуре не считается невежливым спросить у человека: «Ну когда?» Подразумевая, что «уже давно пора бы остепениться, найти себе половинку, чтобы, если не семью создать, то хотя бы начать жить вместе». 

Как следствие, людей, которые этого так и не сделали, общество воспринимает с невысказанным осуждением. Подразумевается, что такой человек как минимум неудачник, а как максимум обладает какими-то существенными изъянами (будь то внешность, интеллект, характер, материальное положение или что-то ещё). Христианская же церковь, призванная идти против этого течения, к сожалению, зачастую оказывается тем местом, где это давление ощущается особенно ярко. 

Тем временем, именно в Христианстве мы находим удивительно здоровое отношение к безбрачию, которого нет практически ни в одном другом мировоззрении в мире. Связано это не только с тем, что основатель этой религии оставался холостым до Своей смерти на кресте, но и с тем, что такие яркие фигуры в этом движении, как Иоанн Креститель или апостол Павел, тоже были холостыми. Знаменитый богослов и преподаватель этики в университете Дюк Стенли Хауэрвас пишет: 

Одно из ключевых отличий Христианства от Иудаизма (а также других традиционных религий) было принятие идеи холостого образа жизни, как допустимого для своих последователей.

С чем же был связан этот уникальный подход Христианства к безбрачию? Ответ мы находим в седьмой главе 1 Послания Коринфянам святого апостола Павла. Здесь холостой учитель даёт ряд практических советов, каждый из которых укоренён в том, как Христиане воспринимают окружающий мир и себя в нём. Этот небольшой отрывок приоткрывает нам секреты, которые помогают не только перестать воспринимать холостой образ жизни как проклятие, но и начать видеть в нём элементы благословения. 

Относительно же невступивших в брак у меня нет указания от Господа, но, получив от Господа милость быть верным, я могу сказать так: в настоящих обстоятельствах я считаю, что для вас лучше оставаться в том же положении. Если ты уже состоишь в браке, не пытайся развестись. Если же ты не женат, то не ищи жены. Но если ты и женишься, не согрешишь, и если девушка выйдет замуж, не согрешит. Однако у вступающих в брак появятся в жизни новые трудности, а я бы хотел уберечь вас от них. Другими словами, братья, я хочу сказать, что времени осталось уже немного, а потому женатые не должны всецело быть привязанными к своему браку, скорбящие – быть во власти своей скорби, радующиеся – быть полностью поглощены своей радостью, приобретающие – думать, что их приобретения навек, а те, кто пользуется благами этого мира, – прилепляться к ним, потому что мир, в его нынешнем виде, прекращает свое существование.

(1 Послание Коринфянам 7:25-31)

Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube, даже, если вы не в городе или не можете быть с нами в Соборе. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.

Еще на эту тему

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 11:30 в AG Loft, зал White (Москва, м. «Верхние котлы», Варшавское шоссе 33, строение 5, см. карту)

© Местная религиозная организация евангельских христиан «Московская Библейская Церковь». ОГРН 1027739176123, ИНН 7727080523, КПП 772701001, адрес: 117420 Москва, ул. Наметкина дом 15

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone