Вскоре после этого Мария собралась и поспешила в город, расположенный в нагорьях Иудеи. Она вошла в дом Захарии и поприветствовала Елизавету. Когда Елизавета услышала приветствие Марии, ребенок внутри у нее встрепенулся; Елизавету наполнил Святой Дух, и она громким голосом воскликнула: «Благословенна ты среди женщин, и благословен Ребенок, Которого ты носишь! Чем я заслужила такую милость, что ко мне пришла мать моего Господа? Как только я услышала твое приветствие, ребенок во мне так и встрепенулся от радости. Блаженна поверившая в исполнение того, что сказал Господь!»...
Мария погостила у Елизаветы около трех месяцев и затем возвратилась домой.
(Евангелие от Луки 1:39-45 и 56)
Я молюсь не только о них, но и о тех, кто поверит в Меня по их слову, чтобы все они были одно. Как Ты, Отец, во Мне и Я в Тебе, пусть и они будут в Нас, чтобы мир поверил, что Ты послал Меня. Я наделил их славой, которую Ты дал Мне, чтобы они были одно, как и Мы с Тобой одно: Я в них, а Ты – во Мне. Пусть же они будут в совершенном единстве, чтобы мир узнал, что Ты послал Меня и что Ты полюбил их, как и Меня. Отец, Я хочу, чтобы те, кого Ты дал Мне, были со Мной там, где Я буду. Хочу, чтобы они увидели Мою славу, которую Ты дал Мне, потому что Ты полюбил Меня еще до создания мира. Праведный Отец, хотя мир и не знает Тебя, но Я знаю Тебя, и Мои последователи знают, что Ты послал Меня. Я открыл им Твое имя и еще открою, чтобы та любовь, которой Ты полюбил Меня, была и в них, и чтобы Я был в них.
(Евангелие от Иоанна 17:20-26)
Радуйтесь с радующимися, плачьте с плачущими.
(Послание Римлянам 12:15)
Плод же Духа – это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, доброта, верность, кротость, умение владеть собой. В Законе нет ничего против этого.
(Послание Галатам 5:22-23)
МОЯ МОЛИТВА
Любящий Боже, внутри Троицы Твоей всегда была общность и единство. Ты жаждешь, чтобы и мы сегодня отражали радость Твою тем, как мы общаемся друг с другом. Ты призываешь нас любить друг друга, чтобы тем самым весь мир увидел, что Ты есть любовь.
Зачастую мы воспринимаем радость сугубо индивидуально. Мы думаем о том, что прежде всего доставляет именно нам наслаждение и приносит нам счастье. А потому, мы склонны упускать из виду то, как сильно окружающие нас люди влияют на наше счастье. Тем временем Евангелист Лука совсем не случайно увязывает свою историю рождения Спасителя с историей появления на свет Иоанна Крестителя. Дело тут не только в том, что Иоанн должен был стать предтечей и предвозвестником появления на исторической сцене Мессии, хотя и это конечно. Но Лука уделяет особое внимание тому, какую роль Елисавета, мать Иоанн сыграла в ободрении Марии.
Прежде всего, когда Марии сложно принять ангельскую весть о том, что она забеременеет, ангел напоминает ей о том, что для Бога нет ничего невозможного. Для того, чтобы проиллюстрировать это, он говорит ей о том, что несмотря на то, что по человеческим меркам Елисавете было бы очень сложно забеременеть, тем не менее она ждёт рождения своего первенца. То есть чудо в жизни Елисаветы становится ободрением, помогающим Марии поверить в то, что и в её жизни тоже возможно чудо. Точно также и наши поместные церкви помогают нам сегодня размышлять о нашей вере тем, что позволяют увидеть, как Бог действует в жизнях других людей вокруг нас. Мы читаем напоминание об этом в Гейдельбергском катехизисе:
Что вы имеете в виду, говоря об общине святых? Во-первых, то, что верующие как члены Христа все вместе и каждый в отдельности причастны Ему и всем Его богатствам и дарам. Во-вторых, то, что каждый должен с готовностью и радостью сознавать себя обязанным использовать Его дары на благо и спасение других членов.
(Гейдельбергский катехизис. Вопрос №55, 1563 год)
Но Елисавета ещё и ободряет Марию, когда та приходит к ней в гости тем, что радуется её беременности. Нам довольно просто упустить из виду насколько эта радость была бы странной в контексте первого века. Для того, чтобы лучше понять, что именно происходит в этом отрывке, представьте себе на мгновение очень религиозную семью, в гости к которой приезжает беременная родственница, которая всё ещё учится в школе. Не стоит и упоминать, что она не замужем. Скорей всего мы бы ожидали, что общение было бы довольно натянутым в такой обстановке. Однако Елисавета встречаем Марию с распростёртыми объятьями. В её словах нет и тени осуждения, что говорит о том, что Елисавета верит Маарии и принимает за правду её историю чудесного зачатия. Что само по себе было непросто в любой обстановке. И когда Марии непросто, Елисавета переводит её взор с проблем на Бога. Именно так и мы призваны ободрять друг друга в наших церквях сегодня.
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
Как именно ваша поместная церковь помогает вам ощутить радость в Господе сегодня?