«Литургия теней» – это особое богослужение, которое пройдёт в Страстную пятницу (19 апреля) в 21:30 в Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла. Если вы ещё ни разу на нём не были, вы не пожалете, если присоединитесь к нам. Ведь все, кто уже был, каждый год возвращаются вновь.
После того Иисус, зная, что все уже совершилось, и чтобы исполнилось Писание, сказал: «Жажду!».
(Евангелие от Иоанна 19:28)
Св. Григорий Богослов (Назаинзин). «Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое» (отрывок)
«Если и каждое из этих речений разбирать в отдельности; то не трудно будет объяснить тебе их в смысле благочестном, устранив все, что в Писаниях служит для тебя преткновением; если только действительно ты претыкаешься, а не с намерением толкуешь криво. Вообще же речения более возвышенные относи к Божеству и к природе, которая выше страданий и тела, а речения более унизительные — к Тому, Кто Сложен, за тебя истощил Себя и воплотился, а не хуже сказать, и вочеловечился, потом же превознесен, чтоб ты, истребив в догматах своих все плотское и пресмыкающееся по земле, научился быть возвышеннее и восходить умом к Божеству, а не останавливаться на видимом, возносился к мысленному и знал, где речь о естестве Божием, и где об Его домостроительстве. Ибо было, когда Сей, тобою ныне презираемый, был выше тебя. Ныне он человек, а был и несложен. Хотя пребыл и тем, чем был Он; однако же воспринял и то, чем не был. В начале был Он без причины; ибо что может быть причиною Бога? Но впоследствии начал бытие по причине, и причиною было — спасти тебя — ругателя, который презираешь Божество за то, что Оно приняло на Себя твою грубость, и посредством ума вступило в общение с плотию; и дольний человек стал Богом, после того как соединился с Богом и стал с Ним едино; потому что препобедило лучшее, дабы и мне быть богом, поскольку Он стал человеком. Он родился; но и прежде был рожден, — родился от жены, но и от Девы, — родился человечески, рожден Божески; здесь без отца, но и там без матери; а все это есть знак Божества. Он носим был во чреве, но узнан Пророком, который сам был еще во чреве, и взыгрался пред Словом, для Которого получил бытие (Лк. 1, 44). Он повит был пеленами; но воскресши сложил с Себя гробные пелены. Положен был в яслях; но прославлен Ангелами, указан звездою, почтен поклонением от волхвов. Как же ты находишь преткновение в видимом, не обращая внимания на умосозерцание? Он спасался бегством во Египет, но и все Египетское обратил в бегство. Для иудеев не имяше ни вида, ни доброты (Ис. 53, 2); но для Давида красен добротою паче сынов человеческих (Пс. 44, 3), но на горе молниеносен и светозарнее солнца, чем и тайноводствует к будущему. Он крещен как человек; но разрешил грехи как Бог; — крещен не потому, что Сам имел нужду в очищении; но чтоб освятить воды. Он был искушаем как человек; но победил как Бог, но повелевает дерзать, как Победивший мир (Ин. 16, 23). Алкал; но напитал тысячи, но Сам есть хлеб животный и небесный (Ин. 6, 33, 35). Жаждал; но и возгласил: аще кто жаждет, да приидет ко Мне, и да пиет, но и обещал, что верующие источат воды живые (Ин. 7, 39). Утруждался; но Сам есть упокоение труждающихся и обремененных (Мф. 11, 28). Его отягощал сон; но Он легок на море, но Он запрещает ветрам, но Он подъемлет утопающего Петра. Дает дань; но из рыбы, но царствует над собирающими дани. Его называют Самарянином и имеющим беса; однако же, Он спасает сходящаго от Иерусалима и впадшего в разбойники (Лк. 10, 30), однако же Он познается бесами, изгоняет бесов, посылает в бездну легион духов, и видит вождя бесовского яко молнию спадша (Лк. 10, 19). В Него мечут камнями; но не могут взять Его. Он молится; но и внемлет молитвам. Плачет; но и прекращает плачь. Спрашивает, где положен Лазарь, потому что был человек; но и воскрешает Лазаря, потому что был Бог. Он продается, и за самую низкую цену — за тридцать сребреников; но искупает мир, и высокою ценою — собственною Своею кровию. Яко овча на заколение ведеся (Ис. 53, 7); но Он — Слово, возвещаемое гласом вопиющаго в пустыни (Ис. 40, 3). Был мучен и язвен (Ис. 59, 5); но исцеляет всяк недуг и всяку язю (Мф. 4, 23). Возносится на древо и пригвождается; но восстанавливает нас древом жизни, но спасает распятого с Ним разбойника, но омрачает все видимое. Напоевается оцтом, вкушает желчь; но кто же Он? — Претворивший воду в вино, Истребитель горького вкушения, сладость и весь желание (Песн. 5, 16). Предает душу; но область имать паки прияти ю (Ин. 10, 18); но раздирается завеса, потому что горнее делается открытым; но расседаются камни, но восстают мертвые. Умирает; но животворит и разрушает смертью смерть. Погребается; но восстает. Нисходит в ад; но возводит из него души, но восходит в небеса; но приидет судить живых и мертвых, и подвергнуть истязанию подобные твоим слова. Если одни речения служат для тебя поводом к заблуждению; то другие да рассеют твое заблуждение!»
Св. Григорий Богослов (Назаинзин). «Слово 29. О богословии третье, о Боге Сыне первое»
КАК СДЕЛАТЬ ЭТО ВРЕМЯ ОСОБЕННЫМ:
- Послушайте ещё раз воскресную проповедь, скачав материалы к ней.
- Присоединитесь к дискуссионной группе: Если вы ещё не являетесь частью домашней дискуссионной группы, то выберите сейчас ту, к которой вы присоединитесь на время «Великого поста», чтобы вместе глубже изучать и обсуждать то, как Евангелие Христа помогает нам
- Посвятите себя чтению Библии вместе с нами. Мы приготовили для вас небольшие отрывки из Писания и размышления на каждый день «Великого поста». Эти напоминания будут появляться на нашей странице в Facebook и в нашем Телеграм канале. Присоединяйтесь к нашему обсуждению прочитанного в WhatsApp. Всё, что нужно сделать для этого – это отправить нам письмо, попросив, добавить вас в общий чат.
- Посетите наши богослужения, что проходят по воскресеньям в 15:00 в Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10).