В Чистый четверг 6 апреля 2023 года в 19:30 в Малом зале пройдёт особое богослужение с причастием. Вспоминая события того четверга, когда Иисус омыл ноги ученикам, учредил таинство святого причастия и оставил нам заповедь любви, мы не только поём песни, но уделяем столь пристальное внимание исповеданию грехов и молитве о том, чтобы Господь исполнил нас Своим Духом. Мы принимаем таинство святого причастия и посвящаем себя тому, чтобы являть любовь Господа миру.
КАК ОЩУТИТЬ ЛЮБОВЬ БОГА?
Бывают дни, по прошествии которых ты чувствуешь себя так, будто бы прошла неделя, а то и месяц. Скорей всего, последний четверг земной жизни Иисуса Христа был именно таким днём, насыщенным событиями с утра и до позднего вечера. Но евангелисты уделяют внимание этому дню не только по этой причине. По сути в этот день Иисус закладывает фундамент, который поможет верующим в течение веков ощущать любовь Бога в своей жизни. Три события этого дня служат для нас и сегодня фундаментом христианской практики. Это пасхальная трапеза, ставшая таинством святого причастия. Это омовение ног ученикам, напоминающее нам о глубине любви Христа (именно поэтому этот день сегодня довольно часто называют чистым четвергом). Наконец, это учение Иисуса о том, что именно отличает христиан от последователей любой другой религии. Возвращаясь к тому, что произошло в тот день, мы ощущаем любовь Бога благодаря тому, что вкушаем Его трапезу, вспоминаем о Его смирении и верно исполняем Его повеление.
ВКУШАЯ ТРАПЕЗУ ХРИСТА
В первый день праздника Пресных хлебов ученики спросили Иисуса: «Где нам приготовить Тебе пасхальный ужин?»
(Евангелие от Матфея 26:17)
В четверг 2 апреля 33 года от Рождества Христова иудеи праздновали пасху. Это был особый ужин, который напоминал им о том дне, когда Моисей вывел израильтян из египетского плена. Всё в этой трапезе было пропитано сладостным ароматом свободы. Даже то, что вкушали её, возлежав, говорило о раскрепощённости и освобождении.
Пасхальный агнец был основным блюдом. Это был особый, жертвенный агнец, который напоминал участникам ужина, что когда-то евреи проявили своё доверие к Господу тем, что принесли в жертву ягнёнка, помазали косяки своих дверей его кровью, и ангел смерти в ту ночь прошёл мимо этих домов. Во всех других домах в Египте он забрал жизни первенцев. Каждый элемент ужина был глубоко символичным. Всё указывало на прошлое избавление и на грядущее освобождение, что придёт вместе с Мессией.
Именно во время этого ужина Иисус наполняет новым смыслом всё, что происходит за столом. Он истинный Моисей, выводящий Свой народ из рабства наших грехов и ошибок.
Вы тогда узнаете истину, и истина сделает вас свободными.
(Евангелие от Иоанна 8:32)
Именно об этом Иисус и разговаривает с Моисеем на горе преображения, когда на мгновение ученикам Спасителя является слава Божия.
Примерно восемь дней спустя после этих слов, Иисус, взяв с Собой Петра, Иоанна и Иакова, поднялся на гору помолиться. Во время молитвы Его облик вдруг изменился, а одежда стала ослепительно белой. Вот появились два человека, которые стали разговаривать с Иисусом, – это были Моисей и Илия. Явившись в славе, они говорили о Его исходе, который Он должен будет совершить в Иерусалиме.
(Евангелие от Луки 9:28-31)
Он настоящий пасхальный Агнец, приносимый в жертву за каждого из нас.
На следующий день Иоанн увидел идущего к нему Иисуса и сказал: «Вот Божий Ягненок, Который заберет грех мира!»
(Евангелие от Иоанна 1:29)
Конечно же, для любого человека, далёкого от Бога и религии, непросто читать историю исхода евреев из Египетского плена. Всем нам легко поставить себя на место тех несчастных, кто потерял в тот день своих первенцев. Бог казался бы нам жестоким. Возможно, Он даже выглядел бы бесчеловечным для нас. Вот почему всем нам так важно помнить, что Иисус ещё и Первенец Божий. Он погиб, потому что Бог так сильно любит нас.
Ведь Бог так полюбил этот мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы каждый верующий в Него не погиб, но имел вечную жизнь.
(Евангелие от Иоанна 3:16)
Вот почему во время пасхальной трапезы Иисус берёт хлеб и, преломив Его даёт Своим ученикам со словами, что это Его тело. Именно поэтому Он делит с ними чашу, называя вино Своей кровью. Древний исход евреев из египетского плена был лишь тенью грядущего исхода, который суждено возглавить Самому Богу. Всё в пасхальном ужине указывало на Мессию.
Когда подошло время, Иисус и Его апостолы собрались у стола. Иисус сказал им: «Я очень хотел есть эту Пасху с вами перед Моими страданиями. Говорю вам, что Я уже не буду есть ее до тех пор, пока она не совершится в Царстве Божьем». Взяв чашу и поблагодарив за нее Бога, Он сказал: «Возьмите ее и разделите между собой. Говорю вам, что Я уже не буду пить от плода виноградного до тех пор, пока не придет Божье Царство». Затем, взяв хлеб и поблагодарив за него Бога, Он разломил его и дал им со словами: «Это Мое тело, отдаваемое за вас. Делайте это в воспоминание обо Мне». Также взял и чашу после ужина и сказал: «Эта чаша – новый завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается».
(Евангелие от Луки 22:14-20)
Принимая сегодня хлеб и чашу того, что стало теперь таинством святого причастия, мы вспоминаем о жертве Господа за нас в прошлом, разделяя друг с другом хлеб и чашу в настоящем, мы с нетерпением ожидаем Его возвращения в будущем. Прошлое, настоящее и будущее сливаются в причастии в одно целое. Мы буквально на вкус ощущаем Божью любовь.
Христос повелел мне и всем верующим в память о Нем есть от этого преломленного хлеба и пить из этой чаши и дал обещания. Во-первых, Он обещал, что Его тело на кресте было жертвой ради меня, и Его Кровь пролита ради меня. Это также верно, как то, что хлеб Господний преломлен для меня и чаша дана мне, и я это вижу своими глазами. Во-вторых, Он обещал, что Своим распятым Телом Он напитает и ободрит мою душу для жизни вечной. И это так же верно, как то, что я получаю из рук служителя и ощущаю вкус этого хлеба и вина как верный знак тела и Крови Христовых.
(Гейдельбергский катехизис)
Вот почему так важно то, каким образом мы готовим свои сердца не только к принятию причастия, но и к грядущему возвращению Господа. Ведь на протяжении последних нескольких дней, предшествовавших этой пасхальной трапезе, Иисус раз за разом напоминал Своим ученикам о том, как важно быть готовым к тому, что Господь может вернуться в любой момент.
«Но о том дне или часе не знает никто, кроме Отца – ни ангелы на небесах, ни Сын. Смотрите, бодрствуйте: ведь вы не знаете, когда это время наступит».
(Евангелие от Марка 13:32-33)
Как ни странно, но тема готовности ко второму пришествию проходит и лейтмотивом омовения Спасителем ног учеников.
ВСПОМИНАЯ СМИРЕНИЕ ХРИСТА
Иисус, зная, что Отец отдал все в руки Его и что Он пришел от Бога и теперь возвращается к Богу, встал из-за стола, снял с Себя верхнюю одежду и опоясался полотенцем. Потом Он налил воды в таз и начал мыть Своим ученикам ноги и вытирать их полотенцем, которым был опоясан.
(Евангелие от Иоанна 13:3-5)
В какой-то момент во время пасхальной трапезы Иисус обвязался полотенцем, чтобы омыть ноги Своим ученикам. Это действие выглядит несколько экстравагантным для нас, и нам сложно уловить до конца его смысл. То есть мы отдаём себе отчёт, что мыть ноги взрослым мужчинам, путешествовавшим по пыльным дорогам в сандалиях, не самое приятное занятие. Но, будучи вырванными из того культурного контекста, мы не отдаём себе отчёт в том, что мыли ноги гостям в домах зажиточных хозяев рабы. Это было одно из самых низких поручений, которое только можно было себе представить. Вот почему ученики в шоке, а некоторые, как Пётр, просто не желают, чтобы Иисус мыл им ноги.
Когда Он подошел к Симону Петру, тот сказал Ему: «Господи, Тебе ли мыть мне ноги?!» Иисус сказал ему: «Сейчас ты не понимаешь, что Я делаю, но позже поймешь».«Ты никогда не вымоешь моих ног!» – возразил Петр. Иисус ответил: «Если Я не омою тебя, то у тебя нет со Мной ничего общего». Симон Петр ответил: «Тогда, Господи, омой мне не только ноги, но и руки и голову! Иисус ответил: «Омытого нет нужды мыть, разве только ноги, так как все его тело чисто. Вы ведь чисты, хотя и не все».
(Евангелие от Иоанна 13:6-10)
В воде омовения ног отражается всё служение Иисуса. Он оставил Свой трон, покинул небеса, стал Одним из нас, чтобы мы могли подняться до Его уровня, обретя прощение грехов и жизнь вечную.
Он, по природе Бог, не держался за равенство с Богом, а наоборот, унизил Себя, приняв природу раба; Он стал подобным людям. Став и по виду как человек, Он смирил Себя и был покорным до смерти, причем смерти на кресте! Поэтому Бог возвысил Его и дал Ему имя выше всех имен, чтобы перед именем Иисуса преклонились все колени на небесах, на земле и под землей, и чтобы каждый язык признал во славу Бога Отца, что Иисус Христос есть Господь!
(Послание Филиппийцам 2:6-11)
Жизнь Христа стала нашей праведностью. Он прожил за нас ту совершенную жизнь, что мы не смогли прожить. Он погиб за нас на кресте, понеся наказание за наши грехи. Он воскрес, став первым из нас, кто преодолел цепкие объятия могилы. И мы однажды будем воскрешены с Ним.
У нас есть великий Первосвященник, прошедший небеса, – Иисус, Сын Божий. Поэтому давайте твердо держаться истины, которую мы и исповедуем. Наш Первосвященник не из тех, кто не может сочувствовать нам в наших слабостях. Он был искушен во всем, как и мы, за исключением греха. Поэтому давайте приблизимся смело к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для своевременной помощи.
(Послание Евреям 4:14-16)
Мы уже омыты от греха. Мы уже чисты.
…Пусть грехи ваши как багрянец, убелю их, как снег; пусть красны они, словно пурпур, – они будут как белая шерсть.
(Книга пророка Исайи 1:18)
Но, в отличие от Христа, мы поддаёмся искушениям. Мы спотыкаемся и падаем. Мы не теряем наше спасение, но утрачиваем благословение близости с Господом. Вот почему нам нужно постоянно приходить к Нему в исповедании наших грехов. В этой исповеди мы не пытаемся оправдаться или переложить ответственность на кого-то ещё. Мы соглашаемся с Богом в том, что игнорировали Его повеления, в словах, помыслах и делах шли против Его воли. Мы признаёмся в том, что хотели жить по своим правилам, пытаясь быть хозяевами своей судьбы. Мы не хотели принимать власть Бога в нашей жизни.
Если мы заявляем о том, что мы безгрешны, то обманываем самих себя, и в нас нет истины. Если же мы признаем наши грехи, то Он простит их нам и очистит нас от всякой неправедности, потому что Он верен и справедлив.
(1 Послание Иоанна 1:8-9)
Однако мы не останавливаемся на этом. Мы также просим Его исполнить нас силой Духа Святого. Мы возвращаем контроль над нашей жизнью в руки Духа Святого.
Если в вас живет Дух Того, Кто воскресил Иисуса из мертвых, то Воскресивший из мертвых Иисуса оживит Духом Своим, живущим в вас, и ваши смертные тела.
(Послание Римлянам 8:11)
Это действие настолько же естественно для верующих, как дыхание – для любого человека. Выдыхая, мы исповедуем наши грехи, но вдыхая, мы наполняемся силой Духа Святого.
Не напивайтесь вином, это ведет к распутству. Но лучше исполняйтесь Духом.
(Послание Ефесянам 5:18)
Мы делаем всё это, потому что мы понимаем, что то, к чему призывает нас Иисус, мы никогда не сможем выполнить своими собственными силами. Ещё в самом начале Своего служения Иисус напоминает ученикам о том, что проблема христианской жизни не в том, что она трудна, а в том, что она абсолютно недостижима своими собственными усилиями.
…будьте совершенны, как совершенен ваш Небесный Отец.
(Евангелие от Матфея 5:48)
Например, мы никогда не сможем любить тех, кто вокруг нас, даже тех, кто нам безмерно дорог, потому что наши сердца покорёжены грехом. Мы можем это делать лишь тогда, когда мы питаемся от источника Божьей любви.
ВЕРНО ИСПОЛНЯЯ ПОВЕЛЕНИЯ ХРИСТА
Я лоза, а вы ветви. Кто находится во Мне, а Я в нем, приносит много плода. Без Меня вы не можете делать ничего. Кто не пребывает во Мне, тот подобен ветке, что выброшена вон и засыхает. Такие ветки подбирают, бросают в огонь, и они сгорают. Если вы будете во Мне и если Мои слова будут в вас, то все, о чем бы вы ни попросили, получите. Если вы будете приносить богатый урожай и если вы будете Моими учениками, то Мой Отец будет прославлен.
(Евангелие от Иоанна 15:5-8)
Омыв ноги ученикам, Иисус учит их, что и они должны поступать точно так же. И вот тогда мир увидит Бога так, как люди видели Иисуса. Люди заметят Бога не столько в том, что мы соблюдаем какие-то строгие нормы морали и нравственности. Безусловно, верующие не изменяют своим мужьям или жёнам, конечно же, они заботятся о своих детях, естественно, что они являются лучшими гражданами своего государства и самыми прилежными работниками. Всё это является следствием того, что мы отдаём себе отчёт в том, какой ценой мы были спасены и что сейчас всем, что мы делаем, мы прославляем Бога. Но прежде всего люди увидят Христа посреди нас в том, как мы любим друг друга. Вот эту заповедь любви Иисус и оставляет Своим ученикам. Ещё одно распространённое название этого четверга – это четверг заповеди.
Я даю вам новую заповедь: любите друг друга. Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга. Все узнают, что вы Мои ученики, если вы будете любить друг друга!
(Евангелие от Иоанна 13:34-35)
Мы любим не Своей любовью, но любовью Христа.
Дорогие, будем же любить друг друга, потому что любовь от Бога, и каждый, кто любит, рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не знает Бога, потому что Бог есть любовь! Бог проявил Свою любовь к нам в том, что послал в мир Своего единственного Сына, чтобы мы через Него получили жизнь. Любовь заключается не в том, что мы полюбили Бога, но в том, что Бог полюбил нас и послал Своего Сына в умилостивление за наши грехи. Дорогие, если Бог нас так любит, то и мы должны любить друг друга… Мы любим потому, что Он первый нас полюбил. Кто говорит: «Я люблю Бога», но ненавидит своего брата, тот лжец. Кто не любит своего брата, которого он видел, тот не может любить Бога, Которого не видел. И вот повеление, которое Он нам оставил: «Кто любит Бога, тот должен любить и своего брата».
(1 Послание Иоанна 4:7-11 и 19-21)
Именно поэтому апостол Павел и молится о верующих в Ефесе и окрестностях, прося Бога о том, чтобы прежде всего они познали именно любовь Бога во всей её невообразимой красоте и глубине.
Ради этого я и стою на коленях в молитве перед Отцом, от Которого получает имя каждый род на небесах и на земле. Я молюсь, чтобы по богатству Своей славы Он Духом Своим наделил вас внутренней силой и чтобы через веру в ваши сердца вселился Христос; молюсь, чтобы вы, укорененные и утвержденные в любви, вместе со всеми святыми могли понять ширину, длину, высоту и глубину любви Христа и могли познать эту любовь, которая превыше человеческого разумения; молюсь, чтобы ваша жизнь преисполнилась всей полнотой Божьей. А Тому, Чья сила действует в нас, и Кто может сделать гораздо больше того, о чем мы просим или даже о чем помышляем, да будет слава из поколения в поколение, навеки, через Иисуса Христа и через Церковь! Аминь.
(Послание Ефесянам 3:14-21)
И когда сердце переполняется такой любовью, поют уста. Чистый четверг подходит к концу. Иисус с учениками отправляются на гору Елеонскую. Но прежде, по традиции, после пасхальной трапезы Иисус с учениками вместе прославили Господа в песне.
Они спели и пошли на Оливковую гору.
(Евангелие от Матфея 26:30)
Обычно исполняли псалмы с 112 по 117, а также 135 псалом. Скорей всего, Иисус вместе с учениками пели:
Возвратись, душа моя, в свой покой, потому что Господь был благ к тебе. Ты избавил душу мою от смерти, глаза мои – от слез и ноги мои – от падения. Буду ходить перед Господом на земле живых.
(Псалом 114:7-9)
Призвал я в беде имя Господне, и Он ответил мне и на пространное место поставил меня. Господь со мной, мне нечего бояться. Что может сделать мне человек? Господь помощник мне, буду торжествующе смотреть на моих ненавистников.
(Псалом 117:5-7)
Они пели строки, в которых потом они рассмотрят Христа:
Камень, Который отвергли строители, стал краеугольным. Это совершил Господь, и как это удивительно в глазах наших!
(Псалом 117:22-23)
И перед тем, как отправиться в оливковую рощу в Гефсимании, чтобы молиться там в последний раз перед арестом, Иисус пел с учениками:
Этот день сотворил Господь: будем радоваться и веселиться в нем.
(Псалом 117:24)
Славьте Господа, потому что Он благ, потому что милость Его – навеки. 2 Славьте Бога богов, потому что милость Его – навеки. 3 Славьте Владыку владык, потому что милость Его – навеки.
(Псалом 135:1-3)
На кресте, в агонии Иисус будет цитировать раз за разом псалмы. Истекая кровью, Христос источал Писание. Теперь, зная всё то, что происходило в тот самый первый чистый четверг, вам будет легче понять, почему на нашем особом богослужении мы не только поём песни, но уделяем столь пристальное внимание исповеданию грехов и молитве о том, чтобы Господь исполнил нас Своим Духом. Отчего мы принимаем таинство святого причастия и посвящаем себя тому, чтобы являть любовь Господа миру.
Все, кто скорбит и жаждет утешения. Все, кто спотыкается и ищет силы. Все, кто грешит и кому до смерти нужен Спаситель, придите, чтобы прославить Господа нашего и Искупителя. Ведь Господь в Слове Своём призывает нас прославлять Его.
Я верил, поэтому я и говорил: «Я сильно сокрушен». В исступлении я сказал: «Всякий человек – лжец». Чем воздам я Господу за всю Его доброту ко мне? Возьму чашу спасения и призову имя Господне. Исполню мои обеты Господу перед всем Его народом… Принесу Тебе жертву благодарности и призову имя Господне.
(Псалом 115:1-4 и 8)
Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу!