Литургия теней: размышления о семи последних словах Христа

Второе слово Христа на кресте: «Сегодня ты будешь со мной в Раю»

«Литургия теней» – это особое богослужение, которое проводится в Страстную пятницу (19 апреля) в 21:30 в Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла. Если вы ещё ни разу на нём не были, вы не пожалете, если присоединитесь к нам. Ведь все, кто уже был, каждый год возвращаются вновь.  

...над Иисусом на кресте была надпись: «ЭТО ЦАРЬ ИУДЕЕВ».  Один из распятых преступников оскорблял Его, говоря: «Разве Ты не Христос? Спаси Себя и нас!» Другой же унимал его и говорил: «Побойся Бога! Ведь ты приговорен к тому же. Мы наказаны справедливо и получили по заслугам, а Этот Человек не сделал ничего плохого». И он сказал: «Иисус, вспомни меня, когда придешь в Свое Царство!» «Говорю тебе истину: сегодня ты будешь со Мной в раю», – ответил ему Иисус».

(Евангелие от Лука 23:39-42)

Мартин Лютер «О свободе Христианина» (отрывок):

«Таким образом, истинная вера во Христа — это несравненное богатство, которое приносит с собой полное спасение и избавляет человека от всяческого зла, как говорит Христос в последней главе Евангелия от Марка (16, 16): "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет". Исаия предвкушает это сокровище и пророчествует о нем в 10-й главе: "Господь пошлет маленькое и всепоглощающее слово на землю и земля будет изобиловать праведностью" [Сравн. с Ис. 10, 22]. Он как бы говорит: "Вера, которая является легким и совершенным исполнением закона, наполнит верующих столь великой праведностью, что они не будут нуждаться более ни в чем для того, чтобы стать праведными". Так Павел говорит в Послании к Римлянам 10 [10]: "Ибо человек верует сердцем своим и потому оправдан" [14].

Если вы хотите спросить, — как это может быть, что лишь вера оправдывает и предлагает нам такое множество великих благ, без дел, и при этом столь многие дела, церемонии и правила предписаны нам в Библии, я отвечаю: Прежде всего, помните, что было сказано, а именно, что одна лишь вера, без дел, оправдывает, освобождает и спасает; мы поясним это позже. Здесь мы должны подчеркнуть, что все Писание Божье разделено на две части: заповеди и обетования. Хотя заповеди и учат тому, что хорошо, то, чему они учат, не исполняется сразу же, ибо заповеди показывают, что нам следует делать, но не дают нам сил делать это. Они предназначены для того чтобы учить человека познавать себя, чтобы через них он мог признать свою неспособность совершать доброе и мог полностью разочароваться в своих способностях. Вот почему они названы Ветхим Заветом и составляют Ветхий Завет. Например, заповедь: "Не пожелай [чужого]" (Исх. 20, 17) доказывает, что все мы грешники, ибо ни один [из нас ] не может избежать желания обрести что-то чужое, сколько бы он сам с этим ни боролся. Таким образом, пытаясь не пожелать и исполнить заповедь, человек вынужден прийти в отчаянье от самого себя, и искать помощи, которой он не находит ни в себе, ни в ком-то другом, как [об этом] сказано в Книге Осии (13, 9): "Погубил ты себя, Израиль, ибо только во Мне — опора твоя!". Как мы далеки от [возможности ] исполнения [этой] одной заповеди, так мы далеки от них [от исполнения их] всех, ибо для нас одинаково невозможно исполнить любую из них.

Теперь, когда человек изучил заповеди для того, чтобы признать свою беспомощность, и когда он мучается мыслью о том, как же можно исполнить закон, — поскольку закон должен быть исполнен до последней буквы, в противном случае человек обречен на безнадежное проклятие, — теперь, став воистину смиренным и ничтожным в собственных глазах, он не находит в себе ничего, посредством чего он мог бы быть оправдан и спасен. И вот здесь вторая часть Писания приходит к нам на помощь, а именно — [здесь появляются ] обетования Божьи, провозглашающие славу Его, говоря: "Ежели ты хочешь исполнить закон и 'не пожелать', как заповедует закон, приди, уверуй в Христа, в Котором благодать, праведность, мир, свобода и все [подобное] обетованно тебе. Если вы уверуете, то обретете все; если вы не уверуете, то все потеряете". То, чего вы не можете достичь, пытаясь [самостоятельно] исполнить все дела закона, — которых много и которые все [должны быть ] бескорыстны, — вы быстро и легко достигаете через веру. Бог, Отец наш [Небесный], все поставил в зависимость от веры, так что каждый, кто имеет веру, будет иметь [все], тот же, кто не имеет веры, не будет иметь ничего. "Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать", как сказано в Послании к Римлянам II. Таким образом, обетования Божьи дают то, что заповеди Божьи требуют, они исполняют то, что закон предписывает, чтобы все сущее могло быть только Божьим, — как заповеди, так и исполнение заповедей. Он один заповедует и Он один исполняет. Таким образом, обетования Божьи принадлежат Новому Завету. В самом деле, они являются Новым Заветом.

Поскольку эти обетования Божьи являются святыми, истинными, праведными, свободными и мирными словами, наполненными добродетелью, душа, которая примкнет к ним с твердой верой, будет столь близко слита и поглощена ими, что она не только разделит с ними всю их силу, но они просто насытят и опьянят ее. Если прикосновение Христа целительно, то насколько же это нежное духовное прикосновение, это всепоглощение Слова будет сообщать душе все, что принадлежит Слову. Вот каким образом только через веру и без дел душа оправдывается Словом Божьим, освящается, делается истинной, спокойной и свободной, исполняется всеми благословениями и воистину делается чадом Божьим, как говорится в Евангелии от Иоанна (1, 12): "А... верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими".

Из сказанного легко понять — в каком источнике вера черпает столь великую силу и почему доброе дело или все добрые дела вместе не могут соперничать с ней. Никакое доброе дело не связано со словом Божьим и не живет в душе, ибо в душе правят только вера и Слово Божье. Точно так же, как расплавленное железо пылает, как огонь, потому, что огонь соединен с ним, так и Слово передает свои качества душе. Понятно тогда, что христианин имеет все, что ему нужно в вере, и не нуждается ни в каких делах для оправдания себя; и если ему не нужны дела, то он не нуждается и в законе; а если он не нуждается в законе, то, конечно же, он свободен от закона. Воистину "закон положен не для праведника" (1 Тим. 1, 9). Это [и есть] та самая христианская свобода—наша вера, которая действует не для того, чтобы побудить нас жить праздно или порочно, но делает закон и дела ненужными для праведности и спасения любого человека.

В этом состоит первая сила веры».

Мартин Лютер «О свободе Христианина»

КАК СДЕЛАТЬ ЭТО ВРЕМЯ ОСОБЕННЫМ:

Ещё на эту тему
Великий пост и пасха
Константин Лысаков
КАК ОЩУТИТЬ ВСЮ РАДОСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТА? В последнее времяВеликий пост(шесть недель,предшествующиеПасхе) стал неотъемлемой частью жизни нашего города весной. В меню ресторанов и кафе появляется постный раздел, а вокруг нас всё больше и больше людей, соблюдающих пост. Как следствие, мы воспринимаем это время практически сугубо в контексте того, от...
Великий пост и Пасха
Наступило время Великого поста. Мы вновь публикуем статью Энн Свинделл из журнала The Relevant Magazine, которая впервые появилась на портале Христиане.ру. 4 ПРИЧИНЫ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ВАЖНОСТЬ ПРЕДПАСХАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ Исторически сложилось, что Великий пост в церковном календаре предшествует Пасхе и воспринимается постящимися как время подумать и покаяться....
Великий пост и Пасха
Константин Лысаков
КАК НАЧАТЬ ВЕЛИКИЙ ПОСТ, ЧТОБЫ ПРЕОБРАЗИТЬСЯ,А НЕ ПРОСТО В ТАЛИИ СОКРАТИТЬСЯ? Вы замечали, что мы живём так, как будто будем жить вечно? Мы расходуем дни, словно у нас бесконечный запас времени. Мы ведём себя так, будто бы мы всё успеем наверстать и сможем всё завершить. Но это совсем не так! И время от времени в нашей жизни происходит что-то,...
Великий пост и пасха
Константин Лысаков
Праздничное пасхальное богослужение с таинством святого причастия состоится 4 апреля в 15:00 Мало кто из нас любит вспоминать похороны, особенно если это проводы в последний путь горячо любимого и родного человека. Наверное, нет момента в нашей жизни, когда бы мы настолько близко подходили к тому, чтобы не только понять умом, но прочувствовать...
Великий пост и Пасха
Константин Лысаков
В страстную пятницу 2 апреля в 21:30 в Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла прошлоособое богослужение «Литургия теней», во время которого из Евангелий читаются последние слова Христа на кресте. С каждым прочитанным словом гасится одна из семи свечей, и звучание последующего музыкального произведениясопровождается уникальной игрой света и тени. С...
Великий пост и пасха
Константин Лысаков
Мы близки как никогда друг к другу. Богатые и бедные, люди разных национальностей, из разных стран, вдруг оказались совершенно равны перед одной общей бедой. У нас одни страхи, одни волнения, одни переживания сейчас. Мы стали намного ближе друг к другу. Но с другой стороны нас разделяют не только бетонные стены наших квартир или полтора-два...
Великий пост и пасха
Константин Лысаков
В семье верят друг в другаи помогают друг другу. …вы уже не чужиеи не инородцы;высограждане святому народу Божьему ичлены Его семьи.Вы воздвигнуты на основании, которым являются апостолы и пророки, а его краеугольный Камень – Иисус Христос.На Нем крепится все здание, поднимающееся все выше и становящееся святым храмом в Господе.В Нем и вы созидаетесь...
Великий пост и пасха
Константин Лысаков
Практически каждый из нас чувствует себя немного потерянным сейчас. Только мы привыкаем к жизни в новых условиях глобальной пандемии, как условия снова меняются, а мы остаёмся один на один с рядом вопросов, на которые снова нужно как-то искать ответы. Весь тот мир, который мы столь тщательно выстраивали все эти годы, всё то, что казалось нам...
Великий пост и пасха
Константин Лысаков
Режим самоизоляции, каким бы неприятным он ни казался, предоставляет нам отличные возможности, чтобы читать, размышлять, дабы может быть наконец-то разобраться с вопросами, с которыми по идее мы должны были разобраться давным-давно. Например, можно поговорить о том, почему наша дата празднования Пасхи не совпадает с днём, когда этот праздник отмечают...
Великий пост и пасха
Константин Лысаков
Сейчас, когда у нас нет возможности собираться вместе, чтобы преломлять хлеб и разделять чашу Святого Причастия, мы можем посвятить время тому, чтобы лучше понять, чем именно является это таинство. Что же такое хлеб и чаша этого таинства? В этом смысле есть четыре основных взгляда на то, чем является вечеря Господня. Вечером Иисус и двенадцать...
...
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone