Иисуса убила известность?

Может, нужно было все по-тихому сделать?

Популярность опасна. Все мы слышали поучительные истории о знаменитостях, чья восходящая звезда рухнула на землю. Или, возможно, мы наблюдали за самовлюбленными лидерами, которые использовали и злоупотребляли теми, кто их окружал. Когда люди начинают привлекать толпу, это редко заканчивается хорошо.

Но знание этой истины не мешает нам мечтать о славе. Это также не мешает нам следовать за знаменитостями. Как люди, мы непрерывно жаждем знаменитости для себя или, по крайней мере, надеемся как-то приобщиться к славе через других.

Конечно, в этом явлении нет ничего нового. Кажется, оно старо, как человечество. Но в этом и заключается уникальность характера Иисуса. Он был странно невозмутим известностью. Он никогда не искал толпы — но когда толпы искали Его, Он сиял во всем Своем величии.

Евангелие славы

Читая Евангелие от Иоанна, трудно не заметить тему популярности. Сразу же Иоанн дает нам понять, что он — свидетель славы Иисуса (1:14). И с самого начала эта слава становится зрелищем (1:50). Иисус поражает толпу Своими чудесами (2:23). Некоторые сразу же видят в этом угрозу. Последователи Иоанна Крестителя предупреждают, что «все идут к Нему» (3:26). Но Иоанна не волнует вызов его личному признанию. Он рад, что его платформа померкнет, если поднимется платформа Иисуса (3:30).

Это резко контрастирует с фарисеями. На протяжении всего Евангелия от Иоанна они последовательно добиваются славы от других (5:44). Но они не единственные. Иисус говорит, что причина, по которой многие не решаются следовать за Ним, заключается в том, что они любят «славу, исходящую от человека, больше, чем славу, исходящую от Бога» (12:43). Их желание получить одобрение людей проявляется в страхе перед тем, что другие — особенно влиятельные люди — могут подумать, сказать или сделать (7:13; 9:22; 12:42; 19:38: 20:19).

Конечно же, мы ожидаем такого трусости от слабых в обществе. Но по иронии судьбы в Евангелии от Иоанна, как и во всей жизни, именно сильные, такие как Пилат, постоянно потворствуют массам (18:28-19:16). Народное мнение превращает всех в марионеток.

Кроме Иисуса. На протяжении всего Евангелия от Иоанна Иисус живет для аудитории одного зрителя. Он явно не стремится привлечь толпу. На самом деле, Его братья насмехаются над ним за Его скромность. Они считают, что Он должен извлечь выгоду из Своей известности, поэтому пытаются уговорить Его сделать Себе имя. «Покажи Себя миру», — призывают они (7:4). Тем временем, большие шишки в Иерусалиме одержимы славой Иисуса в галилейской сельской местности. Если Он отправится в массы, они задаются вопросом, получит ли Он приверженцев среди греков (7:35).

Это их большой страх: что Иисус выиграет на конкурсе популярности их времени. Что Он получит больше славы, чем они. И в последний визит Иисуса в Иерусалим это соревнование достигает кульминации. Когда Иисус въезжает в Иерусалим с толпой, кричащей «Осанна! », мы слышим, как фарисеи бормочут про себя то, на что сначала жаловались ученики Иоанна: «Смотрите, весь мир пошел за Ним» (12:19).

Греческие искатели

На этом этапе Евангелия от Иоанна мы понимаем, что у фарисеев не просто проблема с гордостью. У них проблема с перспективой. Очевидно, что Иисус не прошёл по дорогам всего мира. Не то чтобы Его имя было на слуху везде. У Иисуса не было миллионов подписчиков в социальных сетях. Конечно, этот раввин из Назарета был популярен. Но если говорить о Его последователях, Иисус не мог сравниться с сегодняшними знаменитостями и влиятельными людьми.

Однако размер толпы не имеет первостепенного значения. Хотя Иоанн явно рисует фарисеев как параноиков, он согласен с их мнением. Следующая строка в его Евангелии подтверждает всемирное влияние Иисуса: «Среди пришедших поклониться на праздник было несколько греков», и они приходят искать Иисуса (12:20-21). Конечно, Иисус привлекает толпу не только из Иерусалима или Вифании, где Он только что воскресил Лазаря из мертвых. Он привлекает язычников неизвестно откуда.

Но то, что происходит дальше, нельзя назвать иначе как удивительным. Когда греки просят аудиенции, Иисус сразу же начинает говорить о Своем прославлении и о Своей смерти:

Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода… Вот душа моя смутилась. И что мне сказать? «Отче, спаси меня от часа сего»? Но для того я и пришел в сей час. (12:23-24, 27)

Иисус не восхищен поклонниками издалека — о таком внимании фарисеи могли только мечтать. Вместо этого, эти греческие искатели служат своего рода спусковым крючком, запускающим тикающие часы. На протяжении всего Евангелия от Иоанна читателя подготавливают к наступлению «часа» Иисуса. И вот он настал. В этот самый момент, когда мир приходит к Иисусу, Он должен пойти на крест. Пришло время Сыну Человеческому пасть на землю и умереть.

Привлечение толпы

Читатели Евангелия от Иоанна, вероятно, зададутся вопросом, что произошло дальше с искателями из язычников. Возможно, они встретили Иисуса. Но это не имеет значения. Потому что в тот день Иисус знал, что грекам больше всего нужна была не встреча с Ним. Им не нужно было стать свидетелями чуда или увидеть знамение. Им точно не нужно было брать у Него автограф. Что им было нужно — что было нужно всему миру — так это чтобы Иисус умер (ср. 1 Ин. 2:2). Вот почему Он пришел. Чтобы справиться с ищущей славы, использующей других гордыней во всех наших сердцах, смиренно положив Свою жизнь за грех мира (Иоанна 1:29).

Как сказал Иисус, когда Он будет вознесен, то привлечет к Себе всех людей (12:32). Так что в каком-то смысле можно сказать, что Иисус пошел на крест, чтобы привлечь толпу. Но не потому, что наш лидер — самовлюбленный нарцисс, который живет ради света прожекторов или требует, чтобы все было согласно его райдеру. Нет, мы служим Царю, чьим лучшим моментом был час Его самоотдачи и жертвы. Чье возвышение было Его низвержением. Его возвышение было Его страданием. Чья слава была Его позором.

В каком-то смысле, Иисус умер из-за Своей популярности. Это действительно было опасно. Фарисеи и саддукеи не могли выдержать его растущего влияния, поэтому они решили заставить его замолчать (11:45-53). Но, с другой стороны, Иисус умер потому, что это было Его целью с самого начала (12:27). Он не поддался ни иудейскому заговору, ни римскому правителю, ни разъяренной толпе. Как Иисус сказал напыщенному Пилату, никакая политическая власть или военная стража не могли взять Его силой (19:11). Вместо этого Он положил Свою жизнь из любви к миру. Да, толпа отправила Иисуса на крест — потому что именно толпу Он пришел спасти.

В этом и заключается потрясающая природа знаменитости Иисуса. Перед нами Человек, которого не беспокоит людское признание и который не боится человеческого унижения. Перед нами Бог, чье величие проявляется в Его снисхождении и заботе. На Рождество мы вправе вспомнить, что произошло, когда Он пришел в мир. Но на Пасху мы должны праздновать то, что произошло, когда мир пришел к Иисусу. Это поистине час Его славы.

Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone