Иисус ответил: «Потому что у вас мало веры. Говорю вам истину: если бы ваша вера была с горчичное зерно, то вы могли бы этой горе сказать: «Передвинься отсюда туда», и она бы передвинулась; для вас не было бы ничего невозможного».
(Евангелие от Матфея 17:20)
Иисус сказал Своим ученикам: «Всегда будет повод для греха, но горе тому, кто толкает людей на грех. Для того, кто хотя бы одному из этих малых даст повод ко греху, было бы лучше, если бы ему надели на шею мельничный жернов и бросили в море. Поэтому следите за собой! Если твой брат согрешает, упрекни его, и если он раскается, прости его. Если даже он согрешит против тебя семь раз в день и семь раз придет к тебе и скажет: «Я каюсь», прости его». Апостолы как-то попросили Господа: «Прибавь нам веры!» Господь ответил: «Если у вас есть вера с горчичное зерно, то вы можете сказать этому тутовому дереву: «Вырвись с корнем и пересади себя в море», и оно вам подчинится».
(Евангелие от Луки 17:1-6)
На следующее утро, проходя мимо, они увидели, что инжир засох до корней. Петр вспомнил, что произошло накануне, и сказал: «Рабби! Смотри! Инжир, который Ты проклял, засох!» Иисус ответил им: «Имейте веру в Бога! Говорю вам истину: если кто-то скажет этой горе: «Поднимись и бросься в море!» – и при этом не будет сомневаться в душе, а будет верить, что произойдет то, что он сказал, то так ему и будет. Поэтому говорю вам: о чем бы вы ни молились и чего бы ни просили, верьте, что вы уже получили это, – и будет вам. И когда вы молитесь, то прощайте всем, на кого вы обижены, чтобы и ваш Небесный Отец простил вам ваши проступки. А если вы не будете прощать, то и ваш Небесный Отец не простит вам ваших проступков».
(Евангелие от Марка 11:20-26)
Слова о том, что верующие смогут двигать горы, знают даже те, кто никогда не был в церкви. При этом эти слова настолько загадочны, что даже те, кто регулярно посещает собрания, не всегда смогут сказать, что именно они означают. А всё дело в том, что мы не совсем верно истолковываем слово «вера». Мы привыкли интерпретировать этот отрывок приблизительно так: «По щучьему велению, по моему хотению... если я буду очень сильно верить в желаемое, оно станет действительным». Соответственно, если мы не получаем желаемые результаты, то это потому, что мы недостаточно сильно верили.
Но если мы обратим внимание на контекст, мы заметим, что произносит Иисус эти слова тогда, когда ученики поражаются Его власти, распространяющейся даже на природу. Это значит, что не важно, как сильно я верю, важно, в Кого я верю. И если я верю в Бога, я как драгоценный сын могу просить у Него что угодно, зная, что я получу именно то, что мне нужнее всего. Безусловно Иисус не имеет в виду физическую способность двигать горы. Это лишь Его излюбленный образ, к которому Он прибегает на регулярной основе, когда учит тех, кто собрался вокруг Него. Для Спасителя важно заворожить сердца Его слушателей таким образом, чтобы они прочувствовали, что, полагаясь на Бога, они смогут вершить то, что ещё вчера казалось им невозможным.
Вот почему вера – это не один из аспектов нашей жизни. Это фундамент всей нашей жизни, потому что Бог – это Краеугольный камень, на Котором выстраивается вся наша жизнь. Верные взаимоотношения с Богом становятся залогом правильных взаимоотношений во всех остальных областях нашей жизни.
При этом то, что мы привыкли называть «верой», можно разбить на три практических составляющих. Безусловно это доверие, то есть близкие отношения с Тем, на Кого мы полагаемся. Но это также и послушание. Иисус специально противопоставляет двух сыновей в притче – один проявляет послушание на словах, но второй слушается своего Отца даже тогда, когда на словах отказывается это делать. И когда это послушание проявляется из года в год, мы можем говорить уже о верности. Этот последний аспект веры Христос демонстрирует на негативном примере злых виноградарей, забывших, что они не владельцы, а лишь распорядители того, что было вверено им. И вот здесь нам нужно позволить этим образам и притчам коснуться наших сердец. Они должны заставить нас задаться вопросом не только о том, какие горы я бы хотел свернуть в своей жизни, но и тем, насколько я доверяюсь Богу, насколько послушен Ему не на словах, но в делах, и характеризуется ли вся моя жизнь верностью моему Искупителю.
МОЯ МОЛИТВА
Боже, мне страшно услышать, как Ты говоришь «нет». Куда мне идти, если Ты откажешь мне в моих самых сокровенных просьбах? Поэтому я и не прошу. А раз не прошу, то и не получаю. Духом Твоим Святым напомни мне о Твоей любви, о том, что ради меня и моего спасения Ты отказал Своему Сыну. Вдохни в меня смелость просить. Дай мне такого доверия, чтобы отказы Твои я воспринимал как проявление любви. Научи меня быть постоянным и верным Тебе во всём, что я делаю, начиная с моих молитв Тебе.
МОИ РАЗМЫШЛЕНИЯ
О чём бы я попросил Бога, если бы был уверен, что Он мне не откажет?