Великий пост и пасха

Таинство святого причастия дома

Сейчас, когда у нас нет возможности собираться вместе, чтобы преломлять хлеб и разделять чашу Святого Причастия, мы можем посвятить время тому, чтобы лучше понять, чем именно является это таинство. Что же такое хлеб и чаша этого таинства? В этом смысле есть четыре основных взгляда на то, чем является вечеря Господня.

Вечером Иисус и двенадцать учеников возлегли у стола… Когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, разломил его, дал Своим ученикам со словами: «Возьмите и ешьте, это Мое тело». Затем Он взял чашу, поблагодарил за нее Бога и, подав им, сказал: «Пейте из нее все». Это Моя кровь завета, проливаемая за многих людей для прощения грехов. 

(Евангелие от Матфея 26:20, 26-28)

Для одних Христиан причастие не является таинством вовсе. Для них это лишь обряд. Они считают, что хлеб и вино лишь символы, а Дух Святой использует их в такой же мере, в какой Он использует всё остальное в нашей жизни. Христос заповедал нам есть этот хлеб и пить из этой чаши, вспоминая о том, что Он умер на кресте за нас, воскрес из мёртвых и вновь грядёт. Но опять-таки это лишь символы, а причастие лишь обряд. 

Есть те Христиане, кто верит, что во время молитвы священнослужителя вино становится на самом деле кровью Христа, а хлеб действительно превращается в Его плоть. Эта доктрина называется пресуществление (также можно встретить термин, ставший транслитерацией с латыни – транссубстанциация). Она гласит, что во время Евхаристической молитвы сущность (или «субстанция») хлеба и вина пресуществляется, становясь сущностью Тела и Крови Христовых, в то время как доступные для органов чувств свойства хлеба и вина (или «акциденции») остаются неизменными. Именно в это верят наши братья и сёстры в католической и православных церквях.

Другие Христиане убеждены в том, что хлеб и вино сохраняют свою физическую сущность (именно поэтому на вкус они так и остаются хлебом и вином), но обретают одновременно и духовную сущность, становясь кровью и телом Христа, ведь и сам Спаситель также был в полной мере человеком, оставаясь полностью Богом. Такое понимание называется консубстанциацией. Его разделяют наши братья и сёстры в лютеранской или англиканской церкви.

Наконец, мы верим в то, что с одной стороны хлеб и чаша являются символами, они не обретают духовную сущность тела и крови Спасителя. Но с другой стороны мы считаем, что именно эти символы и использует Святой Дух для того, чтобы сделать их печатями в наших сердцах, напомнив нам о том, что мы спасены по благодати и укрепив нас в уверенности, что мы являемся частью Тела Христа, Его церкви. С самого начала Реформации в Европе именно этого учения придерживались Реформатские церкви и именно его исповедуют многие общины Евангельских Христиан по всему миру.

...Господь Иисус в ночь, когда Он был предан, взял хлеб и, поблагодарив за него, разломил и сказал: «Это Мое тело, отдаваемое за вас. Делайте это в воспоминание обо Мне».  Так же поступил и с чашей после ужина и сказал: «Эта чаша – новый завет, скрепленный Моей кровью. Делайте это каждый раз, когда пьете в память обо Мне». Потому что каждый раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, вы свидетельствуете о смерти Господа. Делайте так, пока Он не придет.

(1 Послание Коринфянам 11:23-26)

В этом смысле причастие – это не просто обряд для нас, заповеданный Христом, но таинство, в котором Дух Святой принимает непосредственное участие во славу Бога Отца. Именно поэтому для нас так важно, что мы используем именно вино и именно хлеб, а не какие-то другие символы. Не говоря уже о том, что было бы странно отнестись с пренебрежением к тому, о чём просит Спаситель в ночь перед Своей мучительной смертью за наши грехи, используя для причастия совсем не то, о чём просил Христос, а потом сказать Иисусу, что мы конечно же помним Его, несмотря на то, что «в воспоминание о Нём» пьём, скажем, морс или вишнёвый нектар (они же красные, почему бы и нет). Если мы действительно помним, что произошло на кресте, мы будем трепетно относиться к пожеланиям Спасителя о том, как именно нам вспоминать о Нём.

Почему же те наши братья и сёстры, кто считает, что хлеб и чаша действительно становятся «кровью» и «плотью», так думают? Потому что они буквально воспринимают слова Спасителя: «это Моё тело», «это Моя кровь», произнесённые Христом в тот самый четверг, когда Он и заповедал нам праздновать Святое Причастие. Наши братья и сёстры со всей серьёзностью и ответственностью подходят к словам Христа.

Затем, взяв хлеб и поблагодарив за него Бога, Он разломил его и дал ученикам со словами: «Это Мое тело, отдаваемое за вас. Делайте это в воспоминание обо Мне». Также взял и чашу после ужина и сказал: «Эта чаша – новый завет, скрепленный Моей кровью, которая за вас проливается». 

(Евангелие от Луки 22:19-20)

Мы же воспринимаем эти слова Спасителя, как образную речь. В этом смысле очень показателен разговор Лютера и Цвингли, этих двух столпов Реформации. Лютер страстно отстаивал, что «хлеб и чаша являются именно Телом и кровью Христа», в то время, как Цвингли утверждал, что это лишь образы и отвечая на пламенную речь Лютера о том, что Сам Спаситель сказал: «Это моё Тело, это моя Кровь», Цвингли ответил, что Иисус также называл себя вратами. Раз мы не понимаем последнее утверждение буквально, нет смысла считать таковым и первое. Вот как наше понимание того, чем является это таинство описано в Гейдельбергском катехизисе, древнем веруочительном документе XVI-го века, который мы иногда читаем перед принятием хлеба и чаши святого причастия:

Христос повелел мне и всем верующим в память о Нем есть от этого преломленного хлеба и пить из этой чаши и дал обещания. Во-первых, Он обещал, что Его тело на кресте было жертвой ради меня, и Его Кровь пролита ради меня. Это также верно, как то, что хлеб Господний преломлен для меня и чаша дана мне, и я это вижу своими глазами. Во-вторых, Он обещал, что Своим распятым Телом Он напитает и ободрит мою душу для жизни вечной. И это так же верно, как то, что я получаю из рук служителя и ощущаю вкус этого хлеба и вина как верный знак тела и Крови Христовых.

(Гейдельбергский катехизис)

Как же мы можем сохранять Евхаристическое общение с нашими братьями и сёстрами, если мы не можем даже согласиться с ними о том, чем именно является хлеб и чаша? На протяжении веков это действительно служило камнем преткновения для верующих и стало одной из причин, почему, например Реформатское и Лютеранское крыло протестантизма так и не стали единым движением. Но с течением времени, мы все пришли к выводу, что то, чем мы считаем хлеб и чашу не так важно, в сравнении с тем, что принимая их, мы вспоминаем о смерти Нашего Спасителя за нас, провозглашая всему миру, что мы Одна Церковь, и что мы с нетерпением ждём Его возвращения.

Они твердо держались учения апостолов, всегда пребывая в общении, в преломлении хлеба и в молитвах. Все были полны трепета перед Богом, и через апостолов совершалось много чудес и знамений. Все верующие были вместе, и все у них было общее. Они продавали свои владения и имущество и раздавали всем, в зависимости от нужды каждого. Каждый день они собирались в храме, а по домам преломляли хлеб и ели с радостью и искренностью в сердце, прославляя Бога и пользуясь добрым расположением всего народа. Господь ежедневно прибавлял к ним спасаемых.

(Деяния апостолов 2:42-47)

И вот теперь мы подходим к самому важному для нас вопросу. Если бы мы считали, что хлеб и чаша действительно являются кровью и плотью Спасителя, нам было бы в чём-то проще, потому что нам бы не оставалось другого выбора, кроме как ждать до тех пора, пока не снимут режим самоизоляции и мы не сможем собраться все вместе. С другой стороны, нам было бы намного сложнее, потом что ожидание это было бы весьма тягостным для нас, каковым оно и является для наших братьев и сестёр. Не стоит об этом забывать, а наоборот всем нам стоит поддерживать их в молитве сейчас. Ведь:

Дух один и тело одно, так же, как и надежда, к которой вы были призваны, – одна. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог – Отец всех. Он стоит над всем и действует через все и во всем.

(Послание Ефесянам 4:4-6)

Но у нас, в отличии от них есть выбор. Мы можем подождать и принять хлеб и чашу все вместе, как одна поместная церковь. Либо мы можем разделить таинство святого причастия в одно и тоже время по домам, в кругу наших семей или даже самостоятельно. Ведь, если мы едины в понимании того, чем является хлеб и чаша, вопрос может быть лишь в том, сколько людей должны быть вместе, чтобы таинство состоялось, как далеко они должны стоять друг от друга. Поскольку мы уже славим Господа вместе, находясь на расстоянии друг от друга. Потому что мы уже изучаем Писание вместе, даже не будучи в одной комнате. Ну и просто от того, что Дух Святой не ограничен расстоянием между нами, мы и решили разделить хлеб и чашу таинства святого причастия в это предстоящее пасхальное воскресенье. Те, кто служит, сделают это в Соборе, все остальные примут хлеб и чашу по домам.

Разве Чаша Благословения, которую мы благословляем, не приобщает нас к крови Христа? И разве хлеб, который мы преломляем, не приобщает нас к телу Христа?  Хлеб один, и мы, как бы много нас ни было, составляем одно тело, потому что имеем часть в одном хлебе. 

(1 Послание Коринфянам 10:16-17)

Мы доверяем нашим прихожанам и членам церкви в том, что они смогут ответственно подойти к причастию и не считаем, что нам нужно контролировать весь процесс и только в этом случае люди смогут всё сделать верно. Да мы и не знаем точно сколько именно продлится режим самоизоляции. Ведь для нас причастие – это возможность на вкус попробовать любовь Христа и ощутить близость других верующих. Это особенно важно для всех нас в это непростое время, когда кажется, что весь привычный мир рушится вокруг нас. Нам важно помнить, что любовь Бога – это единственное на что мы можем надеяться даже тогда, когда ни во что больше верить не можем.

Кто причинит вам зло, если вы будете стремиться делать добро? А если вы страдаете за правду – вы блаженны. Не бойтесь их, и пусть ничто вас не пугает, но свято почитайте в ваших сердцах Христа как Господа. Будьте всегда готовы ответить, когда вас спрашивают о вашей надежде, но делайте это с кротостью, страхом и с чистой совестью, чтобы те, кто клевещет на вас и хулит ваше доброе поведение во Христе, были посрамлены. Лучше уж страдать за добрые дела, если на то есть воля Божья, чем за злые. Ведь и Христос пострадал за грехи один раз, праведный за неправедных, чтобы привести вас к Богу. Его тело было умерщвлено, но Он был оживлен Духом,

(1 Послание Петра 3:13-18)

Христос воскрес! Давайте вспомним о Его смерти, воскресении и возвращении в будущем, разделив хлеб и чашу святого причастия.

Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone