Режим самоизоляции, каким бы неприятным он ни казался, предоставляет нам отличные возможности, чтобы читать, размышлять, дабы может быть наконец-то разобраться с вопросами, с которыми по идее мы должны были разобраться давным-давно. Например, можно поговорить о том, почему наша дата празднования Пасхи не совпадает с днём, когда этот праздник отмечают в Русской православной церкви. Этот вопрос для многих из нас особенно актуален сейчас, когда все дни сливаются воедино. В отсутствие пышных пасхальных торжеств на улице нам проще рассмотреть вопрос о том, когда же именно стоит праздновать Пасху.
Давайте начнём с двух простых допущений: (1) во-первых было бы здорово, если бы наш церковный календарь совпадал с тем календарём, по которому мы живём. Ну то есть странно, когда на дворе у тебя 7 января, а по церковному календарю только 25 декабря. Не то, чтобы это доставляло кому-либо непреодолимые трудности. Можно жить и так, что с успехом демонстрируют наши братья и сёстры и Русской православной церкви. Но, если бы это было возможно, было бы замечательно, чтобы календарь в жизни был один.
(2) Во-вторых, давайте со всем смирением признаем, что не мы определяем, когда именно мы празднуем Рождество или Пасху. Нам, протестантам, Евангельским верующим, очень сложно себе в этом признаться, поскольку мы очень любим нашу свободу и нашу автономность, но есть решения, которые выходят за рамки наших церквей и даже наших деноминаций. Мы принадлежим к определённой традиции и именно традиция эта диктует нам, когда нам отмечать тот или иной день. И вот здесь вопрос и сводится к тому, чтобы просто определить, а к какой Христианской традиции мы всё же относимся? Кем именно мы являемся?
…где двое или трое собраны вместе во имя Мое, там и Я нахожусь вместе с ними.
(Евангелие от Матфея 18:20)
Исходя из этих двух предпосылок, мы и празднуем Пасху по григорианскому календарю, по которому и живём, и празднуем её вместе с другими протестантами и Евангельскими верующими по всему миру. Будучи протестантами в России, мы принадлежим к богатому наследию Евангелическо-лютеранских и реформатских церквей в России, бывших некогда официальной религией Российской империи на протяжении почти 500 лет. Мы являемся частью движения Евангельских Христиан по всему миру. Выбор дня празднования Пасхи – это не наша прерогатива, наша историческая принадлежность определила это за нас.
Бог все покорил под ноги Христа, поставил Его, Владыку всего, главой Церкви… Поэтому вы уже не чужие и не инородцы; вы сограждане святому народу Божьему и члены Его семьи. Вы воздвигнуты на основании, которым являются апостолы и пророки, а его краеугольный Камень – Иисус Христос. На Нем крепится все здание, поднимающееся все выше и становящееся святым храмом в Господе. В Нем и вы созидаетесь вместе, чтобы стать жилищем, в котором Бог живет Своим Духом.
(Послание Ефесянам 1:22 и 2:19-22)
Несмотря на то, что мы празднуем Пасху в один день с католиками, мы не являемся католиками. Это не католическая Пасха, как, впрочем, это не католическое Рождество, хотя именно так эти дни часто обозначают в прессе во всевозможных репортажах. Это настолько же протестантская Пасха, насколько она католическая.
Христиане праздновали Пасху с самого начала в 14 день месяца нисан, поскольку была неразрывно связана с празднованием пасхи иудеями. В этот день иудеи готовили пасхального агнца. Евангелист Иоанн пишет, что именно в этот день и был казнён на кресте Иисус Христос.
Было раннее утро, и иудеи, опасаясь оскверниться, не вошли в здание, иначе они не смогли бы потом есть пасхальный ужин… Была пятница перед Пасхой, и час шестой. «Вот ваш Царь», – сказал Пилат иудеям.
(Евангелие от Иоанна 18:28 и 19:14)
Страстная пятница была днём поста и скорби, в то время как воскресенье было днём радости и торжества. Смерть Христа за наши грехи и воскресение Его из мёртвых были неразрывно связаны в церковном календаре.
Благословен Бог и Отец нашего Господа Иисуса Христа. По Своей великой милости Он через воскресение Иисуса Христа из мертвых дал нам новую жизнь в живой надежде.
(1 Послание Петра 1:3)
Как только гонения на Христиан прекратились и у верующих появилась возможность собраться всем вместе, на Первом вселенском Соборе в Никее в 325 году обсуждался в том числе и вопрос празднования Пасхи. Было решено, что будет целесообразно всем верующим праздновать день воскресения Христа из мёртвых в один день. Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что так практически всё и было вплоть до XVI-го века. Все церкви использовали один календарь и практически одну и ту же системы определения даты пасхи – Александрийскую пасхалию. Как же вышло так, что сегодня Пасха празднуется западной и восточной церковью с разницей в неделю, порой в месяц, а иногда в один день? В какой момент это произошло?
Всё изменилось, когда папа Римский Григорий XIII не ввёл в употребление новый календарь, названный в его честь григорианским. Исчисление Пасхи всегда было связано не только с солнечным, но и с лунным календарём, поскольку еврейский календарь являлся именно лунным-солнечным. Все церкви, по всему миру пользуются простым правилом определения даты пасхи – пасха празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния, то есть полнолуния, наступившего не позднее дня весеннего равноденствия. И поскольку по Григорианскому дню весеннее равноденствие наступает 21 марта, а по юлианскому календарю этот день – это 3 апреля, то и выходит, что в какие-то годы между западным и восточным празднованием Пасхи может быть неделя, может быть почти месяц, а может случится так, что Пасха празднуется в один день.
В 1923 году патриарх Константинопольский Мелетий IV ввёл так называемый новоюлианский календарь, который полностью совпадает с григорианским вплоть до 2800 года. Однако не все православные церкви перешли на него. По сей день Александрийской пасхалией и юлианским календарём пользуются только Русская, Иерусалимская, Грузинская, Сербская, Синайская, Польская православные церкви и Афон.
Празднование же Пасхи по григорианскому календарю также даёт нам ряд практических преимуществ в нашем служении. У нас есть замечательную возможность, дистанцировавшись от вещей, ставших уже столь популярными и распространёнными в нашей культуре, как скажем пресловутые куличи, напомнить нашим друзьям и близким о том, что Пасха – это прежде всего Христос, историческая реальность Его смерти за наши грехи и незыблемый исторический факт Его воскресения из мёртвых. Отмечая этот праздник не в тот день, когда его отмечает вся страна дарит нам возможность сконцентрироваться на его сути и смысле, пригласив наших друзей и близких на наши особые богослужения.
Любовь Христа движет нами, потому что мы убеждены в том, что раз Один умер за всех, то, значит, все умерли. Он умер за всех ради того, чтобы те, кто живет, жили уже не для себя, но для Того, Кто умер за них и был воскрешен.
(2 Послание Коринфянам 5:14-15)
Во время кризиса, что охватил весь мир это особенно актуально для всех нас. Вспомните на мгновение насколько были потеряны ученики Христа в то воскресное утро и как все преобразилось буквально в одно мгновение, когда они увидели воскресшего Спасителя.
Когда тленное облечется в нетленное и смертное – в бессмертное, тогда исполнятся слова: «Смерть поглощена победой!» «О смерть, где твоя победа? О смерть, где твое жало?» Жало смерти – грех, а сила греха – Закон. Но благодарение Богу! Он дает нам победу через нашего Господа Иисуса Христа!
(1 Послание Коринфянам 15:54-56)
Христос воскрес! В конечном итоге то, что мы верим в это всем сердцем намного важнее того, что мы празднуем этот день на неделю, а то и на месяц раньше, чем это делают другие наши братья и сёстры. Ведь Иисус во истину воскрес!
Пусть вашими сердцами руководит мир Христа, так как вы члены одного тела и призваны к миру.
(Послание Колоссянам 3:15)