В ночь с 9 на 10 ноября 1989 года группа людей пересекла невидимую черту, отделявшую одну половину города от другой. Практически все в тот момент понимали, что принимают участие в чем-то очень важном. Они в буквальном смысле слова творили историю в тот момент. Падение Берлинской стены не было первым событием в череде происшествий, которые навсегда изменят мир. Незадолго до этого Венгрия стала первой страной «Восточного блока», снявшей ограждения со своей границы с Австрией. Но именно разрушение самого яркого символа холодной войны, разрезавшего город напополам, стало ознаменованием новой эры. Эта ночь наполнила сердца практически всех людей на земле надеждой и ожиданием того, что новая эра будет намного спокойней послевоенной эпохи. Но как часто бывает, этим ожиданиям не суждено было стать реальностью. Оглядываясь на события той ночи сегодня, мы не жалеем о падении этой бетонной стены, но нехотя признаемся себе в том, что совсем не уверены, что мир после этого стал лучше. Почему наши надежду не оправдались? Что произошло?
В 432 году до нашей эры схожие чувства овладели евреями, которые только что стали свободными людьми и вернулись из Вавилонского плена. Их губернатором был человек удивительно смелый, жертвенный и скромный. Его звали Неемия. Он был одним из немногих людей, кому персидский царь Артаксеркс доверял свою жизнь. Неемия использовал свое богатство, влияние и положение, чтобы отстроить стены Иерусалима и воздвигнуть храм. Казалось бы, величие и процветание народа не за горами. Но Неемия уехал в Вавилон, а Израиль медленно, но верно начал погружаться в коррупцию. Духовные и политические лидеры страны вместо того, чтобы заботиться о народе, начали печься о собственном благосостоянии. То, что еще вчера казалось немыслимым, сегодня стало реальностью и вот уже Товия, язычник и заклятый враг Неемии живет не во дворце, но в храме. Святая гора поклонения стала «бизнес центром с гостиничным комплексом и охраняемой стоянкой».
Именно в этом историческом контексте, который напоминает нам нашу жизнь, пророк Малахия обращается к своим соплеменникам. Его книга - одна из самых сухих среди всех пророческих. Шаг за шагом он следует простой формуле, выстраивая аргументы, предлагая критику своих аргументов, и тут же отвечая на нее. 7 раз Малахия использует вопросы, которые буквально срывает с уст Израильтан, раз за разом, показывая им, как сильно они отошли от Господа и Его любви. Мы и не замечаем, как часто мы задаем вопросы не для того, чтобы услышать ответ, но чтобы обвинить Бога в наших грехах, а потом поражаемся, почему Творец молчит или почему мы не слышим Его ответом. Какой вопрос, такой ответ. Здесь в последней пророческой книге Ветхого завета, мы учимся тому, как задавать Богу вопросы таким образом, чтобы все же услышать Его ответы, способные коренным образом изменить нашу жизнь.