[ОСОБАЯ ПРОПОВЕДЬ] Бог в рёбрах, а не в брёвнах

КАК НЕ УПУСТИТЬ ИЗ ВИДУ САМОЕ ВАЖНОЕ В ЖИЗНИ?

Представьте себе Христианина первого или второго века в Римской империи. Повстречавшись со своим соседом, он мог бы услышать: «Я слышал, что ты набожен. Это прекрасно! Религия – замечательна для общества. Где твой храм или святилище?» На что Христианин вынужден был бы ответить: «У нас нет ни храмов, ни святилищ. Иисус – наш Храм». «Как это у вас нет ни храмов, ни святилищ? Где же ваши жрецы и священники справляют религиозные обряды и ритуалы?» И вновь Христианин отвечает: «Но у нас нет священников. Христос – наш священник! Он и есть единственный посредник между нами и Богом». «Нет священников? Как же вы приносите жертвы своим богам, чтобы задобрить их?» «Но у нас нет жертв», - отвечает Христианин: «Христос – наша жертва!» «Что же это за религия такая?» – не выдерживает сосед-язычник. И 2000 лет спустя следует помнить, что Христианская вера настолько сильно отличается от любой религии, что и религией- то её назвать трудно.

При этом здания, конечно же, важны. С момента зарождения Христианства пройдёт триста лет, и Церковь обзаведётся своими прекрасными храмами. Эти соборы будут возводиться по всей империи в центре городов. Их колокольный звон будет собирать верующих со всей округи на богослужения; даже спустя сотни, а порой и тысячи лет эти прекрасные здания будут напоминать всем вокруг о том, что практически вся цивилизация была выстроена на этом фундаменте Христианской веры.

И всё же при всей важности архитектуры и том огромном вкладе Христианства в облик нашего города, здания – не самая важная часть Христианской веры. Важно не здание, а то, кто его наполняет. Как ни странно, особенно ярко мы видим этот урок на примере постройки Второго храма. В отличие от Христианства в Ветхом завете Храм был центром поклонения. Именно к нему стекались паломники со всех краёв страны на крупные праздники. Здесь было средоточие религиозной жизни. Однако при всей его важности, главным был не Храм, а тот, Кто его наполнял. Ведь, в конце концов, Бог не в брёвнах, Он в рёбрах.

Когда строители заложили основание дома Господа, священники в своих облачениях и с трубами и левиты (сыновья Асафа) с тарелками заняли свои места, чтобы восславить Господа по наставлениям Давида, царя Израиля. Они пели попеременно, возвеличивая и благодаря Господа: «Он благ; милость Его к Израилю – навеки!» А весь народ отвечал громким криком хвалы Господу, потому что основание дома Господа было заложено. Но многие из старых священников, левитов и глав семейств, видевших прежний дом, громко плакали, глядя, как закладывается основание этого дома, а многие кричали от радости. Крики радости нельзя было отличить от плача – так шумел народ. И шум был слышен далеко… Весь народ Израиля – священники, левиты и все остальные, возвратившиеся из плена, – радостно отпраздновали посвящение Божьего дома. Для освящения этого Божьего дома они принесли в жертву сто быков, двести баранов, четыреста ягнят и в жертву за грех всего Израиля – двенадцать козлов, по одному за каждый израильский род. Затем они поставили священников по их отделениям и левитов по их группам для служения Богу в Иерусалиме, как предписано в книге Моисея.

(Книга Ездры 3:10-13 и 6:16-18)

ДЕСЯТИСЕКУНДНАЯ ПРОПОВЕДЬ

Довольно часто можно услышать от далёких от Бога людей, что им чужда организованная религия как таковая, и Бог живёт в сердце каждого из нас. С одной стороны, в этом есть определённая правда. Господь действительно живёт не в зданиях, но в сердцах. Однако, с другой стороны, было бы ошибочно думать, что у каждого человека, вне зависимости от его вероисповедания или убеждений живёт в душе Вседержитель. Хотя безусловно в наших сердцах живёт маленький царёк и крошечный диктатор, которого мы часто путаем с Богом. Это наше собственное эго, которое заводит нас всё время в тупик наших собственных ошибок. 

При этом все мы были созданы, чтобы знать Бога. Великий французский математик и физик Блез Паскаль говорил, что наши души – это бездны размером с Бога. Мы сможем обрести счастье лишь тогда, когда Бог, и только Бог, заполнит эту гнетущую пустоту наших сердец. Ведь в противном случае пустота эта просто сожрёт нас. И в этом смысле весьма интересна как раз история Второго иудейского Храма и его значение.

В книге пророка Аггея, жившего как раз в тот период, когда восстанавливали Второй Храм в Иерусалиме, есть интересные строки. В первой главе он призывает народ к строительству Храма, а уже во второй главе заявляет, что Храм этот будет более великим, чем Храм Соломона.

Поднимитесь в горы, принесите дерева и постройте дом. Он будет Мне угоден, и Я прославлюсь, – говорит Господь… Слава этого дома превзойдет славу прежнего, – говорит Господь Сил, – и здесь Я дарую благоденствие, – возвещает Господь Сил.

(Книга пророка Аггея 1:8 и 2:9)

Возникает вполне резонный вопрос: «Каким образом Второй Храм превзойдёт своим величием первый?» Если он меньше по размерам, Божья слава в него не опускалась, и вообще по всем параметрам на протяжении всей своей истории Второй Храм уступал первому. Может быть, Аггей просто ошибся? Или под действием эйфории, захватившей всех во время работ по восстановлению Храма и строительству Иерусалима, он просто выдал желаемое за действительное? Так можно было бы рассуждать, если бы Аггей не был пророком, а слова его не были бы частью Библии. Аггей просто описывает то, что произойдёт в далёком будущем, когда Слава Божия всё же спустится на землю и войдёт во Второй Храм. 

В самом начале своего Евангелия Иоанн пишет:

Слово стало Человеком и жило среди нас. Мы видели Его славу, славу, которой наделен единственный Сын Отца, полный благодати и истины.

(Евангелие от Иоанна 1:14)

А затем, буквально в следующей главе он намеренно описывает стычку, что произошла у Иисуса с иудеями в самом начале служения Спасителя. Иисус переводит взор собравшихся со здания Храма на Себя, потому что центром поклонения является не религиозное сооружение, но Сам Искупитель.

...иудеи спросили у Него: «Каким знамением Ты можешь доказать нам, что Ты имеешь право все это делать? Иисус ответил им: «Разрушьте этот храм, и Я в три дня восстановлю его»… Но Иисус имел в виду не здание храма, а Свое тело.

(Евангелие от Иоанна 2:18-19 и 21)

Второй Храм был более великим, чем первый, потому что Иисус Христос вошёл в него, Он учил в нём, Он изгонял менял и торговцев из этого храма. Бог посетил это место телесно, то есть так, как не посещал Храм Соломона. Но и это ещё не всё! Иисус стал Жертвенным Агнцем, Который принимает на Себя грех этого мира. Он Священник и Он же Жертва! Всё храмовое поклонение нашло своё отражение в Нём. Однако Иисус не останавливается на этом, но погибает за нас. Христос разрушил Храм Своего Тела, чтобы мы стали Храмом Духа Святого.

Ещё во время своей земной жизни Иисус говорил, что «там, где двое или трое собраны во Имя Моё, там и Я посреди вас» (см. Евангелие Матфея 18:20). Слова эти были не совсем понятны Его ученикам, потому что в то время Иисус не мог быть везде одновременно. Но сейчас, мы понимаем их намного ярче, потому что мы, как церковь, стали таким Храмом Христа. Иисус среди нас есть и будет. Апостол Павел напоминает об этом поместной общине в Коринфе, когда призывает их покаяться в распрях и разделениях, что царили в их церкви.

Разве вы не знаете, что вы вместе – храм Божий и что в вас живет Дух Божий? Если кто-либо разрушит Божий храм, того разрушит Бог, потому что храм Божий свят, а храм этот – вы… 

(1 Послание Коринфянам 3:16-17)

Однако уже через несколько глав Павел дополняет эту идею другим смыслом. Бог Духом Святым обитает не только в церкви, но и наполняет каждого верующего таким образом, что он является Храмом Духа Святого. В шестой главе Павел призывает Коринфян к личной чистоте и святости, когда пишет:

Разве вы не знаете, что ваше тело – это храм Святого Духа, Который живет в вас и Которого вы получили от Бога? Вы уже не принадлежите самим себе, потому что вы были куплены дорогой ценой. Поэтому прославьте Бога в ваших телах.

(1 Послание Коринфянам 6:19-20)

То есть мы Храм Духа Святого не только в момент, когда собраны вместе на богослужении, но и когда каждый из нас рассеян в течение недели. Мы всё ещё остаёмся Храмом Бога. Нил Синайский, святой пятого века, очень поэтично описал, как смерть Христа привела к рождению Церкви.

Господь умер человеческою смертью на Кресте, чтобы из святого Его ребра, пробитого копьем и источившего кровь и воду, была создана духовная невеста Его, то есть Вселенская Церковь.

(Нил Синайский) 

Если, оглядываясь назад, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы обратились к Господу в тихой молитве покаяния, сделайте это сейчас. Заполните необычайную пустоту своего сердца бескрайним присутствием бесконечного и вечного Бога, чтобы вы могли сказать, что Бог не в зданиях, но в сердце. Расскажите затем всем об этом решении, приняв таинство святого водного крещения.

ПРИМЕНЕНИЕ

  • Тот факт, что одновременно община верующих и каждый из верующих является Духом Святого, накладывает на нас, с одной стороны, определённые обязательства, но, с другой стороны, напоминает нам о том, что мы выполняем эти обязательства не своей силой, но силой Духа Святого в нас и среди нас.
  • Напоминайте себе о том, что самый красивый, самый величественный собор – это наша церковь и наши тела.

Святитель Иоанн Златоуст был патриархом Константинопольским в пятом веке. Он знал о проблемах церкви не понаслышке, но был знаком с ними изнутри. И при всём при этом он сохранял очень трепетное отношение к ней. Вот, что он писал:

Церковь – не стены и крыша, но вера и жизнь… Не удаляйся от Церкви, потому что нет ничего сильнее Церкви. Твоя надежда – Церковь, твое убежище – Церковь. Она выше неба, обширнее земли. Она никогда не стареет, но всегда цветет.

(Святитель Иоанн Златоуст)

Наши богослужении проходят в AG Loft, зал White (метро «Верхние котлы», Варшавское шоссе 33 строение 5) в воскресенье в 11:30. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.

Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения. 

Проповеди на эту тему
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 11:30 в AG Loft, зал White (Москва, м. «Верхние котлы», Варшавское шоссе 33, строение 5, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone