Как добившись успеха, не потерять себя?
История блудного сына, эта притча о безграничной любви отца, в которой, как в зеркале, отражается любовь Бога к каждому из нас, является, пожалуй, одной из самых популярных притч, рассказанных Христом. И это тем более удивительно, что притча записана только в одном из Евангелий: вы не встретите ее ни у Марка, ни у Матфея, ни у Иоанна, она есть только у Луки (15:11-32). Нам близка эта история потому, что так часто мы видим в ней себя, и нам совсем не обязательно опускаться на самое дно жизни, чтобы в полной мере ощутить раскаяние блудного сына или дочери.
Но как бы изменилась история, если бы все произошло совсем по-другому. Представим себе на мгновение, что произошло бы, если бы блудный сын в этой далекой стране нашел то, к чему так стремился? Что, если бы он обрёл богатство и познал наслаждения, которых искал? Что, если бы стал мудрым и успешным? Если мы будем честны с собою, то признаем, что и мы ищем того же, что искал блудный сын. Часто нам кажется, что именно в обретении богатства, мудрости или наслаждений и кроется постоянно ускользающий смысл бытия, эта кундеровская «невыносимая легкость».
Соломон и есть пример того самого блудного сына, который сполна вкусил горечь успеха, а его книга Екклесиаста – это своего рода исповедь. В этом произведении перед нами предстают два голоса: повествователь и учитель. Первый, скорее всего, принадлежит Соломону в конце жизненного пути, а второй – это Соломон, добившийся успеха, но потерявший себя в процессе. Книга Екклесиаста – это аргументы от обратного, Соломон показывает, что в мире, где нет Бога, средства становятся целями, а жизнь как следствие теряет смысл. Изучая этот легендарный памятник древней письменности, мы находим ответ на вопрос, как, добившись успеха в жизни, не потерять себя.