КАК НАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЗНИ ВЛИЯЕТ НА НАШИ ОТНОШЕНИЯ С ЛЮДЬМИ ВОКРУГ НАС
Ни для кого не секрет, что наше отношение к людям влияет на то, как много у нас будет друзей и насколько прочными и устойчивыми будут отношения. Но мы редко задумываемся о том, как наше отношение к жизни влияет на то какими людьми мы себя окружаем. Например, Уильям Сароян в своих «Случайных встречах» отмечает, что люди, располагающие к себе сразу и надолго обладают удивительным чувством юмора, способностью подмечать комичное: «Они умеют вас рассмешить и смешат нарочно, потому что им нравится, когда вы смеетесь. Им нравится смотреть, как вы веселитесь, забыли о своем возмущении всем и вся, ведь почти все мы вечно чем-то возмущаемся: сперва тем, что появились на свет, потом - что придется умереть. И конечно же, как раз те, кто склонен возмущаться больше всех - любят смеяться сами и умеют смешить других».
Речь, в данном случае, не просто о черте характера, но о жизненной позиции, выборе своего пути. Австрийский психолог еврейского происхождения Виктор Франкл в своей работе «Человек в поисках смысла» отмечает: «Мы, прошедшие концлагеря, можем вспомнить людей, которые ходили по баракам, утешая других и подчас отдавая последний кусок хлеба. Пусть их было немного, они служат достаточным доказательством: у человека можно отнять все, кроме одного – его последней свободы: выбрать свое отношение к любым данным обстоятельствам, выбрать свой собственный путь».
Послание Павла церкви в Филиппах является одним из самых тёплых его писем. Оно было своего рода дружеским письмом благодарности этой общине за поддержку служения апостола. Павел пишет его, находясь в тюрьме. Сама Филиппийская церковь тоже переживает не лучшие времена. Раз за разом в этом письме Павел напоминает Христианам в Филиппах, что никто не в силах отобрать у них свободу выбирать свое отношение к совершенно любым обстоятельствам. Во второй главе апостол пишет, обращаясь к Филиппийцам: «Ваш образ мыслей должен быть таким же, как и образ мыслей Иисуса Христа» (Современный перевод Международного Библейского общества). Фраза «образ мыслей» весьма любопытна, потому что в других переводах она переведена, как «чувствования» (Синодальный перевод) или «мысли и чувства» (Современный перевод Российского Библейского общества). И действительно Павел целенаправленно использует здесь термин, который говорит о нашей жизненной позиции. Отношение – это совокупность чувств и мыслей, при помощи которой мы оцениваем происходящие в жизни события. Одно и тоже событие может оцениваться совершенно по-разному двумя разными людьми. Фактически единственное отличие – это «образ мыслей», как пишет Павел, или «отношение», как называет его Франкл. И именно это существенно влияет на наши отношения в жизни.
Для Павла очень важно показать, что его модель, тот «образ мыслей», что он предлагает Филиппийцам работает как в положительных, так и в отрицательных обстоятельствах. Поэтому во второй главе он приводит пример Христа, который будучи Богом, уничижил себя, приняв «образ раба», а в четвёртой главе показывает как это отношение помогло ему в своей собственной жизни: «..я научился быть довольным в любых обстоятельствах. Я знаю, что такое скудость и что такое изобилие. Мне пришлось пережить всякое, и я проник в тайну того, что значит быть сытым и терпеть голод, жить в достатке и быть в нужде. Я все могу благодаря Тому, Кто дает мне силы».
Но правильное отношение не только дарит нам возможность переносить любые трудности или благословения, не теряя себя, но и помогает нам обрести значимых и верных друзей. Кому нравится проводить время с человеком, который постоянно жалуется? Кто с нетерпением ждёт похода в гости к придирчивому родственнику? Кто сгорает от желания помочь неблагодарному другу? С другой стороны, нам нравятся радостные люди, нам интересно проводить время со смиренными людьми, нам приятно ходить в гости к тем, кто всегда находит слова ободрения. Отношение формирует отношения.