Тире, которое мы называем домом

Повседневная жизнь в последние дни.

Когда вы слышите слово «эсхатология», ощущаете ли вы его значение для вашей нынешней жизни — я имею в виду людей, обязанности и решения, которые вам предстоит принять сегодня? Или вы (что более вероятно) думаете о спорах о том, когда вернется Иисус, или о том, будем ли мы спасены? Знаете ли вы вообще, что означает слово «эсхатология»?

Эсхатология означает «изучение последних событий», и это ценное и актуальное учение часто отходит на периферию церковной жизни. Помню, как я вел занятия по изучению Откровения, которые регулярно превращались в дебаты между несколькими пожилыми святыми по поводу того, будет ли вознесение «до скорбей» или «в середине скорбей». Для некоторых эсхатология вызывает образы многоголовых зверей, распадающихся звезд и планет или гор, поглощающих людей живьем. Подобно картине мастера, висящей на стене, эсхатология может вызывать оживленную дискуссию и при этом казаться не имеющей никакого отношения к работе, браку или пробкам в час пик.

Проблема в том, что портрет последних времен в Новом Завете отказывается оставаться на стене. Подобно изображению корабля в романе К. С. Льюиса «Покоритель зари», если присмотреться, то волны начинают двигаться, резкий ветер развевает волосы, и не успеешь оглянуться, как окажешься на воде в холодном и диком море.

Мы не можем подходить к эсхатологии так, как Юстас Скрабб (плаксивый, узколобый кузен из рассказа Льюиса) смотрит на своих мертвых жуков: образцы, приколотые к карточкам для простого анализа. На нас надвигается конец веков, мы живем в последние времена.

Конец веков

В Новом Завете постоянно говорится о том, что христиане живут в последние времена, близкие к пришествию Христа. Например, автор послания к Евреям говорит, что «в последние дни [Бог] говорил нам через Сына Своего» (Евр. 1:2). Апостол Павел, рассказывая о наказаниях, постигших Израиль за грехи, пишет: «Сие случилось с ними для примера, но написано в назидание нам, для которых наступил конец веков» (1 Кор. 10:11). Иаков пишет: «И вы будьте терпеливы. Утвердите сердца ваши, ибо приближается пришествие Господне» (Иак. 5:8).

Христиане первого века понимали, что они живут в новую эпоху мировой истории — последнюю из веков. Последние времена наступили, когда Христос воскрес из мертвых и вознесся к Отцу. А следующим событием в последовательности искупления, как напоминает нам Символ веры апостолов, будет возвращение Христа, чтобы судить живых и мертвых.

Прошли века, но наша основная ситуация не изменилась. Сегодня христиане по-прежнему живут в уникальной исторической эпохе, которую некоторые богословы называют «уже — еще нет». Христос уже пришел, но еще не пришел вновь. Тире между этими пришествиями стало нашим домом. Более того, тире — это не какая-то неподвижная, неопределенная линия без цели и конца, а вектор, имеющий как величину (заранее определенную длину), так и направление (заранее определенный конец). Как и вся история, Бог предписал этому маленькому тире определенную цель. И поэтому все, что заключено в этом тире, даже самые обыденные моменты, обретают вечный вес и смысл.

Жизнь в сжатых рамках

Апостол Петр во втором послании передает весомость и актуальность тире. В нем он напоминает верующим, что многие насмешники не признают значимости «уже — еще нет». Не понимая, что раз у творения было начало, то и у него должен быть конец, они насмешливо говорят: «Где обетование о пришествии Его? Ибо с тех пор, как уснули отцы, все продолжается, как было от начала творения» (2 Пет. 3:4). Отвергая то, что Бог ясно открыл, они живут так, как будто мир продолжает существовать с самого начала, замкнутый в имманентных рамках, к которым Бог (не говоря уже об Иисусе Христе) не имеет практически никакого отношения.

Таким образом, они предаются греховным желаниям, пустым занятиям (2 Пет. 3:3). Самореализация становится «всем». Жизнь состоит из имущества, которым человек владеет. Счастье вырастает из хрупких саженцев карьерных достижений или успеха в отношениях. «Настоящая жизнь» сжимается до размеров выходных или отпусков. И даже для тех, кто находит удовлетворение в своей работе, на каждом шагу подстерегает некая бессмысленность.

Но не таковы вы, христиане, — говорит Петр. Вы осознаете пространство, в котором живете. Вы знаете, как коротка жизнь и работа на этой земле. Вы знаете, что «Господь не медлит исполнить обещанное» и вернуться, «как некоторые почитают это медленностью» (2 Пет. 3:9). Вы знаете, что «день Господень придет, как вор, и небеса с грохотом разрушатся… и земля и дела, на ней совершаемые, обнажатся» (2 Пет. 3:10). Вы знаете ограниченность тире и его конец. Иисус вернется. Наступит суд. Итак, «какими людьми должны вы быть в жизни святой и благочестивой? » (2 Петра 3:11).

Недавно один друг рассказал мне о молодежном пасторе, который заканчивает молодежные собрания простым кредо: «Христос умер. Христос воскрес. Христос снова придет». Цель этой декламации — научить молодежь жить в настоящем. Он хочет, чтобы они поняли, что имманентные рамки, замкнутый в себе природный мир, в котором Бог не играет никакой роли и в который Он уже не вернется, неподвижная картина на стене — это заблуждение. Наступит день, когда «земля и дела, на ней делаемые, обнажатся» (2 Пет. 3:10). Все дела человечества предстанут перед судом.

Тире меняет жизнь

Двухтысячелетнее тире меняет наше отношение к жизни, пробуждая в нас осознание ценности и важности каждого мгновения. Обычные будни сегодняшнего дня, большие и малые дела, которые мы должны выполнить на работе, множество общений с супругами, детьми, родителями, братьями и сестрами, друзьями, одноклассниками, коллегами и незнакомыми людьми — каждое мгновение — это возможность, предоставленная Богом (запланированная, по сути, с самого начала), показать, что мы живем во славу Того, Кто вернется. Когда мы помним, что наш любимый Учитель возвращается, мы стремимся к верности в любом деле.

Пришествие Христа дает нам необходимую перспективу для решения этих повседневных проблем. Разочарование в час пик — подрезал нерадивый автомобилист, опять объезд из-за сезонных строительных работ, авария, которая прибавляет десять минут к поездке, — это возможность напомнить себе и показать другим, что ваши часы переведены на небесный часовой пояс. Лишние несколько минут по дороге на работу даны Богом, которому принадлежит все время. Потратим ли мы их впустую, расстраиваясь, или используем в молитве?

Точно так же и работа, которую вы выполняете каждый день, имеет огромное значение. Ваше призвание может казаться неважным в грандиозной схеме мировой истории, но Тот, Кто планировал конец с самого начала, включил ваши труды в чертежи этого дня. И в какой-то мере эти труды могут стать частью ускорения Второго пришествия Христа. Что бы вы ни делали сегодня — меняли очередной подгузник, выводили цифры в электронную таблицу или помогали больному человеку, — память о том, что это вписывается в вечный замысел Бога, убережет нас от отчаянной мысли, что все это не имеет значения в вечности. Напротив, поскольку Христос воскрес и вернется, «в Господе труд ваш не тщетен» (1 Кор. 15:58).

Эсхатология имеет значение и для наших взаимоотношений. Каждое ваше общение с супругом, детьми или другими людьми — это общение с бессмертным существом, чье существование имеет эсхатологический характер. Мимолетные замечания и шутки, серьезные разговоры, ласковые или суровые тона, добрые или пренебрежительные взгляды — в каждом случае мы, как напоминает Льюис, помогаем другим приблизиться либо к новому небу и земле, где будет обитать праведность, либо к озеру огненному, предназначенному для дьявола, его ангелов и всех, кто отвергает любовь и правление Христа.

День Божий приближается, говорит Петр, поэтому «старайтесь быть найденными Им без пятна и порока» (2 Пет. 3:14). Стремитесь в Его силе ходить в святости и благочестии, выстраивая свою жизнь во славу Его в эти последние дни.

Волшебство за гранью этой жизни

Изучение последних времен имеет большое значение для жизни здесь и сейчас именно потому, что последние времена — это не какая-то будущая эпоха, а самое настоящее. Каждый момент повседневной жизни, каждый вздох, каждое слово и поступок происходят в сфере, так сказать, волшебства.

Юстасы мира не могут видеть этого, так как их увлекли события, изобретения и суета мира без Бога. Для них картина на стене жизни между пришествиями Христа — это просто картина и ничего более. Задача христиан — не поддаваться такому ослепленному мышлению, а помнить, что картина, если присмотреться, более реальна и обширна, чем то, что мы видим.

Октябрь 17, 2023
Статьи/Тире, которое мы называем домом
Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone