По данным нового исследования, проведенного pew research center, около четверти взрослого населения США регулярно смотрят религиозные службы в Интернете. Наиболее распространенными причинами, по которым американцы предпочитают смотреть религиозные службы онлайн или по телевизору, являются удобство и безопасность. Около 43% постоянных зрителей называют удобство одной из главных причин, еще 31% — второстепенной. Еще 49% зрителей в качестве причины называют личную безопасность.
Имеет ли значение, слушают ли люди проповеди лично в церкви или наедине с собой на экране компьютера? Почему проповеди произносятся именно так — в виде устного выступления перед публичной аудиторией в определенное время и в определенном месте? Ведь существует множество способов передачи той же информации.
Пастор может отправить текст своей проповеди по электронной почте, чтобы люди могли прочитать его на досуге. Он может, как это делали многие во время пандемии, записать проповедь в частном порядке и распространить ее для последующего просмотра. Должны ли эти методы считаться одинаково эффективными? Является ли это просто вопросом личных предпочтений или устоявшимся предубеждением в пользу устного изложения в воскресное утро?
Некоторые люди считают, что ничего не теряют от того, что проповеди произносятся вне публичного выступления на собрании поместной церкви. Но многое теряется, когда проповедь не звучит вживую, лично, в кругу других верующих.
Все знают, что все знают
Остановимся на одном из наиболее упускаемых факторов: важнейшей функцией проповеди является преодоление проблем координации через производство общего знания.
Проблема координации — это когда отдельный человек нуждается или хочет участвовать в групповом действии, но хочет или нуждается в том, чтобы другие тоже участвовали, причем аналогичным образом. Рассмотрим, например, церковный хор, который планирует исполнить новый гимн на предстоящей воскресной службе. Все участники хора выиграют, если будут петь один и тот же гимн в одно и то же время — это приведет к гармоничной музыке, которая улучшит богослужение. Однако существует множество гимнов, которые они могут выбрать для исполнения, и выбор каждой участницы хора зависит от того, какой гимн будут петь остальные.
Это проблема координации, поскольку все участники хора выигрывают, если они координируют свои действия (они вместе создают прекрасную музыку), но им необходимо согласовать свой выбор (какой гимн петь).
Если координация не будет достигнута и каждый будет петь свой гимн, то в результате во время службы будет звучать диссонансная смесь песен, что не очень хорошо для всех участников.
Для решения проблемы хора необходима ситуация общего знания: каждый не только знает какую-то информацию, но и знает, что ее знают все остальные. Проблема координации при исполнении гимнов может быть легко решена, если музыкальный руководитель сообщит хору, какой гимн будет исполняться. Тогда каждый будет знать, что все остальные тоже знают, какой гимн нужно петь.
Подобным образом проповедь служит методом распространения общих знаний в местном сообществе верующих. Как сообщество, поместная церковь сталкивается с проблемой координации: на чем мы, община, сосредоточим свое внимание и усилия на этой неделе? Проповедь — это библейский метод концентрации внимания и усилий общины, чья вера и надежда — в Господе Иисусе Христе. И особым элементом проповеди, который делает это, является применение.
Применение проповеди предназначено для общин
Как полезно объяснил Майкл Лоуренс, «проповедь без применения — это не проповедь вообще, а просто лекция по Библии». Проверка применимости проповеди, по словам Бена Обри, заключается в следующем: «Убеждает ли она разум, вызывает ли эмоции/влияние, убеждает ли совесть и выносит ли вердикт воле слушателей, чтобы библейская истина, проповедуемая в проповеди, стала их личной повесткой дня в их повседневной жизни? » Однако проповедь обращена не к какому-то конкретному человеку, а к определенной группе верующих.
Таким образом, эффективность проповеди зависит от сети слушателей. Если люди в общине знают друг друга и будут взаимодействовать друг с другом (что не так уж и просто в эпоху мегацеркви), то их отношения могут измениться благодаря совместному опыту прослушивания проповеди. Действия аудитории после проповеди создают, как говорит Кевин Симлер, положительные внешние эффекты, то есть один человек, усвоивший послание проповеди, приносит пользу другим.
Например, проповедь из 1 Фессалоникийцам 5:11 может быть направлена на то, чтобы ободрять друг друга. Если проповедь воспринимается серьезно, то она создает общее знание, позволяющее координировать действия всей общины в этом направлении. Отдельным верующим напоминают, что они должны ободрять других, но они также знают, что все остальные, кто слышал проповедь, услышали и усвоили то же самое послание. Это может создать сетевой эффект, при котором прихожане более склонны применять проповедь, поскольку знают, что другие тоже должны ее применять. (Это одна из причин, по которой проповедники должны знать свою общину: чтобы помочь определить, какие координационные проблемы необходимо решить с помощью конкретного применения библейского текста).
Эта цель проповедей часто упускается, поскольку мы склонны рассматривать их — и другие аспекты общинного поклонения — с индивидуалистической точки зрения. Мы думаем в первую очередь о том, как мы должны применять послание проповеди как отдельные люди, а не как община. Проповеди действительно являются инструментом, который Бог использует для преобразования отдельных верующих в образ Иисуса. Но в первую очередь Бог намерен сообразовывать их в общине. Мы видим это даже в Писании, поскольку большинство посланий в Новом Завете адресовано общинам, а не отдельным людям (девять против четырех).
Что мы теряем, смотря онлайн (и в одиночестве)
Когда человек регулярно знакомится с проповедью в отрыве от общины, этот аспект общего знания и совместного опыта теряется. Влияние проповеди на отдельных слушателей становится более похожим на лекцию. Хотя и проповедь, и лекция являются формами коммуникации «один ко многим», говорит Симлер, лекция передает знания и обращается к каждому слушателю как к индивидуальному ученику. Такая информация может быть полезной и даже назидательной. Однако следует признать, что при просмотре в Интернете проповедь превращается из сообщения для группы в сообщение для отдельного человека. Она становится не проповедью, а лекцией. А нам по-прежнему необходимо слушать проповеди, потому что мы должны быть частью сообщества.
Во время пандемии забота о безопасности и благополучии наших людей часто заставляла переходить на проповеди в Интернете. Точно так же всегда будут люди, которые по причине болезни или травмы не смогут слушать проповеди в общине. Но те, кто в состоянии, должны прислушаться к повелению Евреям: «не пренебрегайте собираться вместе, как это делают некоторые» (10:25). Мы должны стараться как можно чаще слушать проповеди так, как это задумано Богом, — лично и вместе с другими верующими.