Если бы несколько месяцев назад вы спросили меня, сталкиваюсь ли я с проблемой зависти, я бы, наверное, ответил «нет». С тех пор мое невежество было разоблачено книгой Гэвина Ортлунда «Смирение: Радость самозабвения». Ортлунд открыл мне глаза на то, как тонко может проявляться зависть и какие беды за этим следуют.
В Притчах 14:30 говорится: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей». Человек, чье сердце спокойно по отношению к своим обстоятельствам и обстоятельствам окружающих его людей, способен принимать и отдавать жизнь другим. Зависть же разлагает кости, принося смерть нам и окружающим нас людям.
Рассмотрим три вещи, которые делают зависть уникально болезненной, и как с ней бороться.
1. Зависть противоположна любви.
Фома Аквинский определяет зависть как «печаль по поводу чужого блага». Ортлунд комментирует,
Задумайтесь на мгновение о том, насколько злобной является зависть, исходя из этого определения. В самом деле, подобно тому, как гордость противоположна смирению, зависть можно рассматривать как противоположность любви. Любовь говорит: «Я счастлив, когда ты счастлив, и я печален, когда ты печален». Зависть же говорит: «Я радуюсь, когда ты грустишь, и огорчаюсь, когда ты счастлив». Разве может быть что-нибудь ужаснее?
Зависть — родная сестра ненависти. Если жадность — это неумеренное стремление к тому, что есть у другого, то зависть идет дальше — она хочет, чтобы другой человек потерял то, что у него есть. Где есть зависть, там есть и ненависть, а за ней и страдания.
2. Зависть — постоянный похититель радости.
Большинство грехов имеют сладость на первых порах, но горькое послевкусие. Зависть же горька в момент совершения греха и горька после него — вдвойне. Ортлунд пишет,
Зависть — один из самых несчастных пороков. Большинство других пороков, как правило, приносят хоть какое-то удовольствие, пусть и кратковременное. Но зависть — это не что иное, как неприятное чувство, причем всегда и везде. Это постоянный похититель радости.
Завистью сатана удваивает причиняемую боль, заставляя нас дважды платить за грех. Большинство грехов подобны крючкам с наживкой: рыба может полакомиться наживкой, но за нее приходится платить жизнью. Зависть — это крючок без наживки; она причиняет боль и затем убивает нас. Завидуя, мы копаем душевные колеи горечи. Само копание утомительно, а колеи приводят к смертельным падениям в будущем. Зависть обещает радость, но умножает боль.
3. Зависть превращает любой рай в ад.
Зависть может забрать любой Божий дар и превратить его в гниль. Как замечает Ортлунд,
Нет такой радости в жизни, которую не разрушила бы зависть. Что бы у вас ни было, зависть может сказать: «Да, у тебя может быть x, но у тебя нет y»… «Да, ты мог бы поступить в тот колледж, но не поступил в этот». «Да, возможно, вы зарабатываете хорошие деньги, но у вас не хватает времени, чтобы наслаждаться ими». «Да, ваша церковь, возможно, растет, но у вас нет тех возможностей, которые есть у такого-то и такого-то»… Высшее проявление зависти произошло в Эдемском саду. Адам и Ева были буквально в раю, но тут появилась зависть и сказала: «Да, вы можете быть в раю, но вы не Бог». Нет такого рая, который зависть не превратила бы в ад.
Слова Ортлунда подчеркивают резкий контраст между благодарностью и завистью. Если благодарность говорит: «У меня нет Х, но я благодарен, что у меня есть y», то зависть говорит: «У меня есть y, но я отказываюсь быть счастливым, пока у меня нет Х». Зависть не просто мешает радости, она ее отвергает. Зависть и радость не могут сосуществовать.
Как бороться с завистью?
Одно из предложений Ортлунда по борьбе с завистью стало для меня преобразующим: молиться о Божьем благословении на тех, кому вы склонны завидовать. Ортлунд приводит мощный пример из реальной жизни:
Мой брат Дэйн недавно написал замечательную книгу (думаю, вы уже слышали о ней!) под названием «Кроткий и смиренный». По Божьей милости, я не думаю, что я испытывал особую зависть по поводу успеха книги Дейна. Но я хотел с самого начала убедиться в том, что не приближусь к зависти, потому что думал, что она может стать искушением. Поэтому я взял за правило, каждый раз, когда я слышал о том, как Бог использовал книгу Дейна, молиться о том, чтобы Бог использовал ее еще больше. (Я могу молиться об этом искренне, потому что это потрясающая книга). Каждый раз, когда я слышу о том, сколько экземпляров было продано, я молюсь о том, чтобы продавалось еще больше. Я молюсь о том, чтобы книга продолжала продаваться до тех пор, пока у каждого человека на Земле не будет по пять экземпляров, и тогда мы сможем начать отправлять их в космос, чтобы благословить инопланетян«.
Прочитав о практике Ортлунда, я определил трех человек, которым я склонен завидовать в своей жизни. Я взял на себя обязательство каждое утро молиться за этих людей — не просто молиться, а молиться о том, чтобы они получили большее благословение в тех областях, которым я склонен завидовать. Через несколько недель ежедневной молитвы я заметил нечто удивительное: Не только уменьшилось искушение завидовать, но и возросла искренняя привязанность к этим людям. Чем больше я молился, тем больше я любил этих людей и желал им большего благословения. Слава Господу!
Еще одним эффективным средством является ободрение людей, которым мы склонны завидовать. Если у вас есть искушение позавидовать чьей-то внешности, скажите ей, что она прекрасно выглядит. Если у вас есть соблазн позавидовать чьему-то дому, скажите, как вам нравится ее жилище. Ортлунд отмечает, что чем больше вы молитесь за кого-то и приносите ему благословение, «тем больше ослабевают щупальца зависти вокруг вашего сердца».
Подобно тому, как мыло проникает в самые глубокие пещеры грязной раны, мы должны позволить смирению проникнуть в самые глубокие пещеры нашей зависти. Если мы стремимся к смирению, в том числе молимся за тех, кто подвержен искушению завидовать, и ободряем их, мы можем быть уверены, что Бог вознаградит нас жизнью, радостью и свободой (Пр. 14:30; 22:4).