Смотрели ли вы детскую передачу «Блюи»? В одном из эпизодов Блюи и ее младшая сестра Бинго убеждают своего отца Бандита подыграть им и представить, что он родился «вчера». Бандит, будучи добрым малым, соглашается на их выходку.
Пока они занимаются своими делами, Бандит приходит в замешательство от таких обыденных вещей, как частная собственность и солнце. Девочки объясняют ему, как вести себя с каждой вещью, с которой он сталкивается, и он подыгрывает им, погружаясь в их мир и видя его их глазами.
В этом эпизоде особенно выделяется момент, когда Бандит подносит лист к солнцу и удивленно смотрит на него. Солнечный свет прочерчивает прожилки, превращая обычное в нечто волшебное. После окончания игры жена Бандита застает его все еще смотрящим на лист, совершенно очарованного. «Я чувствую себя как маленький пёс! » — восклицает он, окончательно вернувшись к реальности.
Невинное удивление Бандита, когда он держит этот лист, — это причина, по которой я так много времени уделяю разговорам о творении с детьми. Зачем подчеркивать эту крошечную часть Писания? Зачем зацикливаться на тонкостях отрывка, который и так знает каждый прихожанин? Если мы хотим, чтобы наши дети смотрели на мир новыми глазами, то нет ничего полезнее, чем прочно усвоить историю сотворения мира. Вот три причины, почему.
1. Преподавание Бытия способствует развитию библейской грамотности.
Библия от корки до корки наполнена ссылками на книгу Бытия. Вряд ли можно найти страницу Писания, которую можно понять без знания первой книги Библии. Каждая из первых 11 глав книги Бытие (кроме 8-й главы) непосредственно упоминается в Новом Завете, и каждый автор Нового Завета хотя бы раз ссылается на эту группу глав.
Творение — это один из особых заветных моментов в истории Божьего народа, который формирует его отношения с Ним. Первые главы Бытия настолько захватили воображение библейских авторов, что они возвращаются к ним снова и снова.
Хорошо известно, что все Писание — это история об Иисусе. Не менее верно, но не так часто понимается, что контекстом для этой истории служит творение. Эта истина самоочевидна, поэтому ее часто не замечают. Все Писание (и вся жизнь) происходит в контексте Божьего творения. Можно просто показать детям различные точки зрения на детали истории о творении. Когда мы показываем им, что мы можем не соглашаться с интерпретацией и при этом утверждать такие важные истины, как «Бог — творец», мы укрепляем их в том, что Библия заслуживает доверия от корки до корки. Если ваши дети знают истории Бытия и опираются на них, они будут лучше подготовлены к плодотворному чтению всей Библии. Когда они увидят, как Слово Божье связано воедино, они будут готовы влюбиться в Того, Кто держит мир в Своих руках.
2. Преподавание Бытия способствует формированию библейской идентичности.
Мы хотим, чтобы наши дети понимали не только Библию. Мы хотим, чтобы они видели себя и все живое в ее свете.
Бытие помогает детям понять, что значит быть человеком. Мы узнаем, что человек — это кульминация Божьего творения, и мы узнаем, что сотворение женщины — это вершина творения человека. Мы узнаем, что люди созданы из грязи и Божьего дыхания, — невероятное сочетание, которое приводит к чуду жизни. Мы видим, как Бог дарит нам тела. Мы видим, как Бог творит с бесконечным разнообразием. Мы видим Его любовь ко всему, что Он создал, и учимся доверять Его любви к нам.
Все эти истины противоречат мирским представлениям, предубеждениям и идеологиям. Если мы не будем преднамеренно давать нашим детям взгляд на жизнь через призму творения, у них будут трудности. Но, поместив Евангелие в библейские рамки творения, мы увидим историю Христа с ее всеобъемлющей и животворящей текстурой. Ваши дети должны увидеть, что в Евангелии нет ничего абстрактного, и в этом им поможет глубокое понимание творения.
3. Преподавание Бытия способствует развитию чувства удивления.
Вспомните Псалом 103:10-13:
Ты послал источники в долины:
между горами текут [воды],
поят всех полевых зверей;
дикие ослы утоляют жажду свою.
При них обитают птицы небесные,
из среды ветвей издают голос.
Ты напояешь горы с высот Твоих,
плодами дел Твоих насыщается земля.
У псалмопевца эти слова льются свободно, но мы редко слышим подобные фразы в современных молитвах. Вы можете десятилетиями посещать церковь и ни разу не услышать молитвы или пения о жаждущих ослах и певчих птицах.
Жаль. Наше внимание всегда ограничивает наши проявления любви. Мы, конечно, не можем выражать любовь своим детям, отказывая им во внимании. Точно так же наше внимание к работе Создателя ограничивает проявление нашей любви к Нему. Наши дети встретят в своей жизни бесчисленные чудеса. Вопрос лишь в том, научим ли мы их оседлать волну удивления и достичь места глубокой благодарности и любви к Создателю.
В мире слишком много цинизма. Зачастую и в церкви цинизма более чем достаточно. По крайней мере, часть противоядия — это воспитание детей, которые очарованы Божьим творением, очарованы чудесами Создателя.
Когда мы научим наших детей смотреть на обыденное через призму Божьей благости, они увидят, что оно озарено светом Его славы. Когда мы делаем это намеренно, последовательно и с упорством, мы можем видеть, как они, подобно Бандиту, часами держат листок на солнце. А когда дети переживают подобное чудо, вы знаете, что закладываете фундамент, который может остаться на всю жизнь.