КАК ПРОВЕРИТЬ ТО, ВО ЧТО ПОВЕРИЛ?
Рассказ Николая Лескова «Однодум» был написан в 1879 году и стал первым из трёх рассказов, посвящённых «русским праведникам». Прототипом главного героя этого рассказа стал вполне реальный квартальный полицейский. Действие рассказа происходит в XVIII веке, во времена правления Екатерины II. Преамбула рассказа довольна проста, но тем и увлекательна для российского читателя. Рыжов – глубоко верующий человек, который в силу своих убеждений является человеком честным и прямолинейным. Но самое главное, его честность проявляется в крайне редком явлении для российских чиновников – он не берёт взяток. На протяжении рассказа начальство пытается Рыжова всячески сбить с выбранного им пути. Они доходят даже до того, что подбивают Рыжова к созданию семьи, надеясь, что хоть это как-то сподвигнет его к тому, чтобы вернуться к привычному укладу жизни. Но всё тщетно. Вера Рыжова и его принципы оказываются сильнее всех искушений, включая необходимость заботиться о своей семье.
В этом смысле рассказ довольно современен, поскольку он показывает нам то восприятие веры, к которому мы привыкли сегодня. Наши религиозные убеждения становятся неким дополнением к более глубинным ценностям, которых мы придерживаемся. Именно эти фундаментальные убеждения и определяют наше поведение, включая наше отношение к закону, деньгам, сексу и всему остальному, что формирует нашу жизнь. То есть мы идентифицируем себя как Христиан, но при этом в глубине души мы остаёмся приверженцами светского мировоззрения. Другими словами, если только мы сделаем шаг назад, мы будем вынуждены признаться, что не всё так просто в той системе ценностей, которая легла в основу нашей жизни. Порой у верующих остаётся довольно много убеждений, которые они унаследовали больше от культуры, в которой они живут, чем заимствовали их со страниц Священного Писания.
Но верна и обратная картина. Если быть предельно честными, то и неверующие будут вынуждены признать, что их убеждения не столь рациональны, как они, возможно, привыкли думать. Более того, присмотревшись к ним внимательней, они вдруг с удивлением для себя обнаружат, что они живут не в мире так называемых «общечеловеческих ценностей», но в глубоко Христианском мире. Историк и на тот момент атеист Том Холланд посвятил этому свою книгу «Доминион». В ней глава за главой он наглядно показывает, что мы живём в мире, сформированном именно Христианством. В этом смысле современные атеисты и агностики остаются Христианами, пусть и довольно странными, поскольку они отказываются верить в Бога.
Означает ли всё это, что наша Христианская вера иллюзорна или поверхностна? Совсем нет! Христианская вера достаточно крепка, чтобы выдержать наши сомнения и вопросы. Она является, пожалуй, самым разумным и логичным мировоззрением из тех, что известны человечеству. Вот почему даже отрекаясь от неё, люди продолжают оставаться её приверженцами в том, какие ценности они считают фундаментальными в своей жизни. Не говоря уже о том, что вся современная критика Христианства тоже основана именно на Христианских ценностях.
При всём при этом, Христианская вера намного глубже и в ней больше таинственного и загадочного, чем мы привыкли думать. Вот почему для нас сегодня столь важны слова этого безымянного небесного святого покровителя всех, кто когда-либо сомневался, – отца из Евангельского рассказа об исцелении. Того самого человека, кто воскликнул со слезами на глазах: «Верю! Помоги моему неверию».
Когда они вернулись к остальным ученикам, то увидели, что тех окружила большая толпа и учители Закона спорят с ними. Когда все увидели Иисуса, они пришли в крайнее изумление и побежали Ему навстречу, чтобы приветствовать Его. «О чем у вас спор?» – спросил Иисус. Кто-то из толпы ответил: «Учитель, я привел к Тебе сына, в него вселился дух немоты. И когда дух схватывает его, то бросает его на землю, и тогда у мальчика идет пена изо рта, он скрежещет зубами и цепенеет. Я просил Твоих учеников изгнать духа, но они не смогли». Иисус в ответ сказал: «О неверующее поколение! Сколько Мне еще быть с вами? Сколько Мне еще терпеть вас? Приведите мальчика ко Мне». Мальчика привели. Как только дух увидел Иисуса, он вызвал у мальчика приступ, и тот упал и стал кататься по земле, и изо рта у него пошла пена. «Давно с ним так?» – спросил Иисус у отца. «С самого детства», – ответил тот. – «Дух часто бросает его то в огонь, то в воду, чтобы погубить его. Сжалься над нами и помоги, если Ты что-нибудь можешь сделать». «Если можешь?!» – сказал Иисус. – «Кто верит, тот может все». И тотчас отец мальчика воскликнул: «Я верю, но помоги мне преодолеть свое маловерие!» Иисус, увидев, что сбегается толпа, приказал нечистому духу, говоря: «Дух немоты и глухоты, Я приказываю тебе: выйди из него и больше никогда не входи!» Вскрикнув и сильно сотрясши мальчика, дух вышел. Мальчик стал как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв мальчика за руку, поднял его, и тот встал.
(Евангелие от Марка 9:14-27)
Наши богослужении проходят в Кафедральном Соборе святых Петра и Павла (метро «Китай-город», Старосадский переулок 7/10) в воскресенье в 15:00. Даже, если вы не можете присутствовать лично, вы всегда можете прославить Господа вместе с нами, включив прямой эфир на нашем сайте или канале в YouTube. Подписывайтесь на наш канал и подкасты общины.
Конспект проповеди, материалы домашних дискуссионных групп, а также презентацию к ней можно скачать здесь. Или воспользоваться приложением YouVersion, чтобы в нём использовать электронный бюллетень сегодняшнего богослужения.