КАК ДУХОВНО РАСТИ И ПРЕОБРАЖАТЬСЯ?
Мы привыкли воспринимать духовное развитие как своего рода базовые курсы или экзамены на получение водительских прав. То есть нам кажется, что всё, что нам нужно – это получить определённый набор знаний и навыков, который наполнит нашу жизнь глубоким духовным смыслом, способным пронести нас через все трудности и проблемы. Соответственно, мы жадно впитываем информацию первые несколько лет, а затем перестаём расти, полагаясь на то, что мы уже усвоили.
Тем временем духовный рост, скорее, сродни физическим упражнениям. Нельзя быть в хорошей форме раз и навсегда. Поддержание тонуса требует постоянных тренировок. Духовная зрелость – это не диплом о высшем образовании или сертификат о прохождении курсов по повышению квалификации. Она достигается благодаря терпению, воле, благодати и вере. Несмотря на то, что мы уже очищены от греха и оправданы, мы всё ещё не достигли святости, так как продолжаем грешить. Мы никогда не добьёмся совершенства в этой земной жизни. А значит, в нашем духовном развитии будут различные этапы – времена духовного подъема, периоды стабильности и мгновения духовных разочарований. Именно поэтому нам требуется терпение. Духовный рост – процесс неоднородный, и он никогда не будет ровной прямой линией, планомерно движущейся от одних духовных вершин к другим.
Кроме этого, духовное становление – это симбиоз работы Бога и труда человека. Мы уже увидели, что не только то, что Иисус был полностью Богом и человеком, но и то, что Библия является результатом совместных усилий Бога и автора той или иной книги, вошедшей в канон. Так что, когда мы говорим о подобном симбиозе применительно к нашему росту, мы лишь развиваем ту идею, с которой сталкивались ранее. С одной стороны, духовный рост является результатом работы Святого Духа в наших сердцах. Но с другой стороны, требуется наше волевое решение, чтобы Господь начал действовать в нашей жизни. Сами по себе мы не начнём возрастать духовно. Недостаточно просто желания или готовности расти. Господь благословляет именно наши усилия. Однако, самих по себе усилий недостаточно. Без участия Духа Святого в нашей жизни мы никогда не сможем преобразиться. Мы будем лишь маскировать нищету души богатством и многообразием законничества в нашей жизни. При этом наша воля отвечает не только за пассивную часть (мы позволяем Творцу трудиться в нашей душе, преображая нас), но и за активную составляющую. Последняя выражается в том, что при помощи Духа Святого мы дисциплинируем себя и отказываемся от того образа жизни, который был присущ нам до того момента, когда мы доверили свою жизнь Богу. Речь в данном случае не идёт о каких-то аскетических практиках, а о таких тривиальных вещах, например, как не реагировать злом на зло, отвечая даже на самые неприятные нападки с кротостью и благодатью.
И вот здесь очень важно не угодить в капкан «гордости». Ведь, как только мы начинаем прилагать усилия, складывается впечатление, что мы живём по «закону», а не по благодати. Создается невольное впечатление, что есть список правил и постановлений, который нам нужно выполнять, чтобы достичь духовной зрелости. И только ставя перед собой цели намного выше тех, которые мы можем достичь своими силами, мы начнем всё больше и больше замечать, как Господь преображает нас. И это, в свою очередь, даст возможность относиться с благодатью, готовностью простить и помочь тем, кто, если не отошёл от веры, то точно ведёт себя не так, как подобает Христианину.
Не то, чтобы я уже приобрел это или уже стал совершенным, но я стремлюсь приобрести, потому что меня приобрел Христос Иисус. Братья, я не считаю, что я уже достиг этого, а лишь забывая все, что осталось позади, иду к тому, что впереди. Я стремительно иду к цели, чтобы получить награду высшего Божьего звания в Иисусе Христе. Нам всем, духовно зрелым людям, следовало бы так смотреть на вещи. Если же вы в чем-то мыслите иначе, то и это Бог вам откроет. Но давайте будем жить согласно тому, чего мы уже достигли.
(Послание Филиппийцам 3:12-16)