СКАЗКА ДЖОНА ФАУЛЗА, СУРОВЫЙ РЭП КАСТЫ И ФРАЗА АРКАДИЯ ГАЙДАРА
Порой нам кажется, что, апеллируя к культуре, мы можем использовать либо исключительно Христианские произведения, либо произведения, написанные Христианами. На худой конец, это должны быть произведения, которые так или иначе прямо говорят о Боге, как это делает апостол Павел, цитируя поэму, посвящённую Зевсу. Но не стоит забывать, что Павел также цитирует и поэму, посвящённую звёздам. То есть мы можем использовать в том числе и те произведения искусства, которые будто отвергают существование Бога, но при этом идут до конца, демонстрируя, что отсутствие Бога во вселенной ведёт также и к потере смысла или ценности самой жизни.
Возьмите для примера самый первый роман Джона Фаулза «Волхв», он построен по принципу некой игры в бога. В какой-то момент в романе появляется незримый кукловод – хозяин виллы Морис Кончис, который играет с главным чувствами и событиями в жизни главного персонажа, Николаса Эрфе, и пытается подтолкнуть его к осознанию того, кого на самом деле любит Эрфе. Определённым апогеем в романе становится сказка о Принце и Кудеснике, том самом Кудеснике, Волхве, который и дал название всему роману.
Жил-был юный принц. Он все принимал на веру и только три вещи на свете принять на веру не мог. Он не верил в принцесс, он не верил в острова, он не верил в Бога. Отец его, король, не однажды повторял, что всего этого просто не бывает. А коль скоро в королевстве не водилось ни принцесс, ни островов, да и Бог себя ничем не обнаруживал, юный принц с отцом соглашался. Но вот как-то раз принц сбежал из дворца. И очутился в соседнем государстве. А там – что за диво! – острова виднелись с любого лукоморья, и на островах этих обитали чудные и поразительные созданья, которых он и про себя-то назвать побоялся. Пока он искал лодку, на берегу ему встретился человек в парадном, чин чинарем, костюме.
– Неужто эти острова взаправдашние? - спросил у него юный принц.
– Конечно, взаправдашние, - ответил человек в парадном костюме.
– А кто те чудные и поразительные созданья?
– Истинные и безобманные принцессы, все поголовно.
– Так, получается, и Бог есть! - воскликнул принц.
– Я и есть Бог, - с поклоном ответствовал человек в парадном, чин чинарем, костюме.
Юный принц со всех ног помчался домой.
– Ага, вернулся, - сказал отец его, король.
- Я повидал острова, я повидал принцесс, я повидал Бога, - гордо заявил ему принц. Король и бровью не шевельнул.
– Не бывает взаправдашних островов и взаправдашних принцесс, и Бога взаправдашнего не бывает.
– Но я же их видел своими глазами!
–Ну, скажи, как Бог был одет?
– Он был в парадном, чин чинарем, костюме.
– А рукава у пиджака закатаны?
Припомнил принц, что закатаны. Король улыбнулся:
– Это одеянье кудесника. Тебя провели.
И принц немедля устремился в соседнее государство, на тот самый берег, к тому самому человеку в парадном, чин чинарем, костюме.
– Отец мой, король, объяснил мне, кто ты таков, – с негодованием сказал ему принц. - Сперва ты провел меня, а сейчас не проведешь. Теперь-то я знаю, что и острова, и принцессы невзаправдашние – ты ведь кудесник.
Человек на берегу усмехнулся:
– Не я тебя провел, мальчик мой. В королевстве отца твоего полным-полно и островов, и принцесс. Но отец твой наслал на тебя чары, и ты всего этого в упор не замечаешь.
Призадумался принц и побрел себе восвояси. Пришел к отцу, посмотрел тому прямо в глаза:
– Ты что, папа, действительно не взаправдашний король, а всего лишь навсего кудесник?
Улыбнулся король и закатал рукава:
– Да, сынок, я всего лишь навсего кудесник.
– Выходит, тот, на берегу, - Бог.
– Тот, на берегу, - тоже кудесник.
– Но я хочу понять, что есть взаправду, что останется, когда рассеются чары.
– Когда рассеются чары, ничего не останется, - ответил король.
Пригорюнился принц.
- Убью себя, - сказал он.
Король чародейством призвал во дворец смерть. Встала смерть на пороге, поманила принца. Задрожал принц. Вспомнил острова, прекрасные, но невзаправдашние, вспомнил принцесс, невзаправдашних, но прекрасных.
– Ладно уж, - сказал, - вытерплю как-нибудь.
– Знай же, сын мой, - сказал ему король, – что и ты теперь вот-вот станешь кудесником».
(Джон Фаулз «Волхв»)
В своё время группа «Каста» так впечатлилась этой сказкой, что превратила её в песню про то, что «Нет Солнца в небе без облаков. Нет на свете принцесс – это сказки для дураков! И уж поверь мне – нет Бога». Но смысл этой сказки не в том, что нет Бога, а в том, что без Бога нет островов, нет принцесс, отец не тот, кем он кажется. Есть только обман и бессмысленная жизнь, в которой единственное, что остаётся, это вспоминать «острова, прекрасные, но невзаправдашние, принцесс, невзаправдашних, но прекрасных» и каким-то образом дальше жить. Аркадий Гайдар в «Тимуре и его команде» выражает эту же мысль чуть-чуть иначе.
«Оля, а Бог есть?» – «нет». «А кто есть?» – «Никого нет»
(Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»)
Вот что мы не готовы принять: если нет Бога, никого нет и ничего нет. Любви нет. И с этим как-то надо жить, а жить мы с этим не хотим.