ВЕЧЕРНЕЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ О СЛОВЕ БОЖЬЕМ И КУЛЬТУРЕ

СКАЗКА ДЖОНА ФАУЛЗА, СУРОВЫЙ РЭП КАСТЫ И ФРАЗА АРКАДИЯ ГАЙДАРА

Порой нам кажется, что, апеллируя к культуре, мы можем использовать либо исключительно Христианские произведения, либо произведения, написанные Христианами. На худой конец, это должны быть произведения, которые так или иначе прямо говорят о Боге, как это делает апостол Павел, цитируя поэму, посвящённую Зевсу. Но не стоит забывать, что Павел также цитирует и поэму, посвящённую звёздам. То есть мы можем использовать в том числе и те произведения искусства, которые будто отвергают существование Бога, но при этом идут до конца, демонстрируя, что отсутствие Бога во вселенной ведёт также и к потере смысла или ценности самой жизни. 

Возьмите для примера самый первый роман Джона Фаулза «Волхв», он построен по принципу некой игры в бога. В какой-то момент в романе появляется незримый кукловод – хозяин виллы Морис Кончис, который играет с главным чувствами и событиями в жизни главного персонажа, Николаса Эрфе, и пытается подтолкнуть его к осознанию того, кого на самом деле любит Эрфе. Определённым апогеем в романе становится сказка о Принце и Кудеснике, том самом Кудеснике, Волхве, который и дал название всему роману.

Жил-был юный принц. Он все принимал на веру и только три вещи на свете принять на веру не мог. Он не верил в принцесс, он не верил в острова, он не верил в Бога. Отец его, король, не однажды повторял, что всего этого просто не бывает. А коль скоро в королевстве не водилось ни принцесс, ни островов, да и Бог себя ничем не обнаруживал, юный принц с отцом соглашался. Но вот как-то раз принц сбежал из дворца. И очутился в соседнем государстве. А там – что за диво! – острова виднелись с любого лукоморья, и на островах этих обитали чудные и поразительные созданья, которых он и про себя-то назвать побоялся. Пока он искал лодку, на берегу ему встретился человек в парадном, чин чинарем, костюме.

– Неужто эти острова взаправдашние? - спросил у него юный принц.

– Конечно, взаправдашние, - ответил человек в парадном костюме.

– А кто те чудные и поразительные созданья?

– Истинные и безобманные принцессы, все поголовно.

– Так, получается, и Бог есть! - воскликнул принц.

– Я и есть Бог, - с поклоном ответствовал человек в парадном, чин чинарем, костюме.

Юный принц со всех ног помчался домой.

– Ага, вернулся, - сказал отец его, король.

- Я повидал острова, я повидал принцесс, я повидал Бога, - гордо заявил ему принц. Король и бровью не шевельнул.

– Не бывает взаправдашних островов и взаправдашних принцесс, и Бога взаправдашнего не бывает.

– Но я же их видел своими глазами!

–Ну, скажи, как Бог был одет?

– Он был в парадном, чин чинарем, костюме.

– А рукава у пиджака закатаны?

Припомнил принц, что закатаны. Король улыбнулся:

– Это одеянье кудесника. Тебя провели.

И принц немедля устремился в соседнее государство, на тот самый берег, к тому самому человеку в парадном, чин чинарем, костюме.

– Отец мой, король, объяснил мне, кто ты таков, – с негодованием сказал ему принц. - Сперва ты провел меня, а сейчас не проведешь. Теперь-то я знаю, что и острова, и принцессы невзаправдашние – ты ведь кудесник.

Человек на берегу усмехнулся:

– Не я тебя провел, мальчик мой. В королевстве отца твоего полным-полно и островов, и принцесс. Но отец твой наслал на тебя чары, и ты всего этого в упор не замечаешь. 

Призадумался принц и побрел себе восвояси.  Пришел к отцу, посмотрел тому прямо в глаза:

– Ты что, папа, действительно не взаправдашний король, а всего лишь навсего кудесник?

Улыбнулся король и закатал рукава:

– Да, сынок, я всего лишь навсего кудесник.

– Выходит, тот, на берегу, - Бог.

– Тот, на берегу, - тоже кудесник.

– Но я хочу понять, что есть взаправду, что останется, когда рассеются чары.

– Когда рассеются чары, ничего не останется, - ответил король.

Пригорюнился принц.

- Убью себя, - сказал он.

Король чародейством призвал во дворец смерть. Встала смерть на пороге, поманила принца. Задрожал принц. Вспомнил острова, прекрасные, но невзаправдашние, вспомнил принцесс, невзаправдашних, но прекрасных.

– Ладно уж, - сказал, - вытерплю как-нибудь.

– Знай же, сын мой, - сказал ему король, – что и ты теперь вот-вот станешь кудесником».

(Джон Фаулз «Волхв»)

В своё время группа «Каста» так впечатлилась этой сказкой, что превратила её в песню про то, что «Нет Солнца в небе без облаков. Нет на свете принцесс – это сказки для дураков! И уж поверь мне – нет Бога». Но смысл этой сказки не в том, что нет Бога, а в том, что без Бога нет островов, нет принцесс, отец не тот, кем он кажется. Есть только обман и бессмысленная жизнь, в которой единственное, что остаётся, это вспоминать «острова, прекрасные, но невзаправдашние, принцесс, невзаправдашних, но прекрасных» и каким-то образом дальше жить. Аркадий Гайдар в «Тимуре и его команде» выражает эту же мысль чуть-чуть иначе. 

«Оля, а Бог есть?» – «нет». «А кто есть?» – «Никого нет»

(Аркадий Гайдар «Тимур и его команда»)

Вот что мы не готовы принять: если нет Бога, никого нет и ничего нет. Любви нет. И с этим как-то надо жить, а жить мы с этим не хотим.

Еще на эту тему

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 11:30 в AG Loft, зал White (Москва, м. «Верхние котлы», Варшавское шоссе 33, строение 5, см. карту)

© Местная религиозная организация евангельских христиан «Московская Библейская Церковь». ОГРН 1027739176123, ИНН 7727080523, КПП 772701001, адрес: 117420 Москва, ул. Наметкина дом 15

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone