КАК ОСТАВАТЬСЯ МИРОТВОРЦЕМ ПОСРЕДИ ВОЙНЫ?
В романе Бориса Пастернака «Доктор Живаго» есть один пронзительный момент. Врач не имеет права брать оружие в руки. Но Пастернак показывает весь ужас гражданской войны в этом одном эпизоде, когда его главного героя заставляют стрелять в наступающих на него белогвардейцев. Не зная, что именно он может сделать, каким образом он может противостоять тому безумию, что творится вокруг него, Юрий Живаго начинает с остервенением стрелять в дерево. Он всеми правдами и неправдами пытается сохранить свой нейтралитет врача. Однако и это ему не удаётся. Пуля рикошетит и попадает в одного из наступающих бойцов. После боя в отчаянии Живаго бросается к нему, ужасаясь того, что он убил человека. Но боец лишь легко ранен. Каким-то чудом отскочившая пуля застряла в ладанке с 90-м псалмом на груди противника.
…Юрий Андреевич перешел на поляну к телу убитого им молодого белогвардейца. На красивом лице юноши были написаны черты невинности и все простившего страдания. «Зачем я убил его?» – подумал доктор. Он расстегнул шинель убитого и широко раскинул ее полы. На подкладке по каллиграфической прописи, старательно и любящею рукою, наверное, материнскою, было вышито: «Сережа Ранцевич» – имя и фамилия убитого.
Сквозь пройму Сережиной рубашки вывалились вон и свесились на цепочке наружу крестик, медальон и еще какой-то плоский золотой футлярчик или тавлинка с поврежденной, как бы гвоздем вдавленной крышкой. Футлярчик был полураскрыт. Из него вывалилась сложенная бумажка. Доктор развернул ее и глазам своим не поверил. Это был тот же девяностый псалом, но в печатном виде и во всей своей славянской подлинности. В это время Сережа застонал и потянулся. Он был жив. Как потом обнаружилось, он был оглушен легкой внутренней контузией. Пуля на излете ударилась в стенку материнского амулета, и это спасло его.
(Борис Пастернак «Доктор Живаго»)
Юрий Живаго выхаживает Сергея Ранцевича, чтобы затем отпустить его, невзирая на то, что Сергей обещает вернуться к Колчаку и продолжить борьбу с большевиками. На войне по определению нет простых ответов. Здесь довольно быстро всё становится белым или чёрным, мир делится на своих и чужих, на тех, кто с нами, и тех, кто против нас. Можно ли оставаться миротворцем в такой ситуации? Как совладать с тем давлением и напряжением, что любой ощущает в такой ситуации, как изнутри, так и снаружи? Ответ на этот вопрос мы находим в самой успешной истории феерического провала среди тех, что записаны в Библии. Это история Ионы, одного из худших и одновременно самых эффективных пророков в Ветхом завете. Иона сделал всё от него зависящее, чтобы не выполнить своё призвание, но при этом его проповедь привела к самому масштабному преображению языческого города в древнем мире. На его примере мы можем увидеть, что Господь открывает нам о Своём сердце и как Он демонстрирует нам, что мир Христа сильнее, чем любая война.
Но Иона был этим очень недоволен и злился. Он стал молиться Господу: «О Господи, разве не это я говорил, когда еще был дома? Поэтому-то я и бежал в Таршиш. Я же знал, что Ты Бог милостивый и милосердный, долготерпеливый и богатый любовью и не желаешь насылать беду. А теперь, Господи, забери мою жизнь, потому что мне лучше умереть, чем жить». Но Господь ответил: «Стоит ли тебе гневаться?» Иона вышел и сел к востоку от города. Там он сделал себе шалаш, сел под ним в тени и стал ждать, что произойдет с городом. А Господь Бог устроил так, что выросло растение, которое поднялось над Ионой, чтобы тень над его головой избавила его от раздражения, и Иона очень обрадовался этому растению. Но на рассвете следующего дня Бог устроил так, что червь подточил растение, и оно засохло. Когда солнце взошло, Бог наслал знойный восточный ветер, и солнце стало жечь голову Ионы так, что он изнемог. Он захотел умереть и сказал: «Лучше мне умереть, чем жить». А Бог сказал Ионе: «Стоит ли тебе гневаться из-за растения?» «Стоит», – ответил он, – «я до смерти разгневан». Но Господь сказал: «Ты сожалеешь о растении, за которым ты не ухаживал, которое не растил. Оно за ночь выросло и за ночь погибло. Так Мне ли не пожалеть великого города Ниневии, где больше ста двадцати тысяч жителей не знают, где право, где лево, а также много скота?»
(Книга пророка Ионы 4 глава)