КАК БРАТЬ ОТ ЖИЗНИ ВСЁ?
Наверное, всем нам сложно не столько поверить в то, что Иисус воскрес из мёртвых, сколько принять, что мы однажды преодолеем смерть и тление. И вот поэтому нам сложно порой принять воскресение Христа как исторический факт, а не как богословскую модель или красивую историю. Вот отчего слова «Христос воскрес, воистину воскрес» так часто являются для нас намного больше данью традиции, чем провозглашением нашей веры. Воскресение из мёртвых кажется одновременно манящей и утопической идеей. Философ Люк Ферри, не верящий в Бога, в конце своей книги «Краткая история мысли», в которой он стремился познакомить читателей с обзором основных философских идей и течений, признаётся, как сильно предложение Христа обрести даром прощение грехов и жизнь вечную манит его.
Я нахожу то, что предлагает христианство, намного более желанным, за тем лишь исключением, что я не верю в то, что предлагает мне христианство. Но, если бы только это было истиной, я бы с радостью это принял. Я помню, как мой друг, атеист и историк Франсуа Фюре, ответил в одной из телепередач на вопрос, что бы он хотел, чтобы Бог сказал ему, если бы Бог существовал. Не задумываясь, Франсуа сказал: «Беги скорей, любимые тобою ждут тебя!» Я бы ответил точно так же, и с точно такой же грустью неверия в голосе.
(Люк Ферри «Краткая история мысли. Учась жить»)
Может быть, поэтому мы с лёгким налётом меланхолии смотрим на древних, кому, как нам кажется, было намного легче принять, что однажды и они воскреснут из мёртвых. Вот только мы ошибаемся, думая, что каким-то образом им это было сделать легче. Они точно так же, как и мы, видели, как умирают их родные и близкие. А умерев, они не воскресали потом к жизни. И конечно же, им совсем не просто было принять историю воскресения из мёртвых Иисуса. Именно поэтому то, что пишет апостол Павел в своём первом письме коринфской церкви, имеет такое огромное значение и для каждого из нас сегодня.
Коринфянам, просвещённым и образованным грекам, точно так же, как и нам сегодня, было нелегко поверить в то, что однажды воскреснут их тела. Им было намного проще принять, что воскресение является чем-то духовным, а значит, тем, что уже произошло в их жизни, когда они доверили свою жизнь Христу в покаянии. Вера для них была скрыта в глубине их души, где они были целиком и полностью преданы Христу. Проблема были лишь в том, что эта «необычайная духовность» не оказывала сильного влияния на их физическую жизнь, поражённую спорами, распрями, взаимными обидами и судебными тяжбами друг с другом, развратом и пьянством. Казалось, что они стремились брать от жизни всё, что судьба предлагала им, но, как часто бывает в таких случаях, взять удавалось лишь всё то, от чего как раз хотелось бы избавиться. Справиться с этим они могли бы, лишь поменяв то, как они относятся к жизни, как воспринимают вечность, а для этого им нужно было по-другому взглянуть на Христа и Его воскресение из мёртвых.