Потом я увидел огромное, неисчислимое множество народа. Там были люди из каждого рода, каждого племени, каждого народа и каждого языка. Они стояли перед троном и перед Ягненком. На них были белые одежды, и в руках они держали пальмовые ветви. 10 Они громко восклицали: «Спасение у Бога нашего, сидящего на троне, и у Ягненка!»
(Книга Откровение 7:9-10)
Рейнулд Нибур в своей классической работе «Христос и культура» даёт следующее определение тому, чем является культура. Он пишет:
Культура – это искусственная, вторичная среда, которую человек накладывает на естественное. Она состоит из языка, обычаев, верований, традиций, социального устройства, унаследованных памятников искусства, технического прогресса и ценностей.
Нам привычно воспринимать веру как что-то, что окрашивает мир в чёрно-белые тона. Именно так близкие отношения с Богом показаны, скажем, в фильме «Плезантвиль», в котором тихий городок живёт в чёрно-белой религиозной гамме, пока в жизнь молодых людей в городе не врывается секс. С практической точки зрения это означает, что мы либо бездумно отвергаем всю культуру и всё, что с ней связано, считая их враждебными нашей вере, в результате чего этот бездумный подход приводит к тому, что мы более не способны говорить с миром на языке, понятном ему, а значит, не в силах рассказать о нашей вере, либо же мы, наоборот, без разбора окунаемся в культуру, начиная жить во многом двойственной жизнью, когда мы исповедуем одни ценности среди недели и совершенно другие по воскресеньям. Однако именно наша вера на самом деле окрашивает чёрно-белый мир в яркие цвета, позволяя нам обдумывать и оценивать окружающую нас культуру. Что значит для вас обдуманно подходить к культуре? В чём именно выражается осмысленность подхода?