Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но преображайтесь, обновляя ваш разум, чтобы вы сами могли постигать волю Божью, благую, угодную и совершенную.
(Послание Римлянам 12:2)
31 октября 1517 года, более пятисот лет назад, в Германии началась реформация – духовное движение, перевернувшее привычные устои западного мира, заложившее фундамент того, что мы сегодня привычно считаем западной цивилизацией. Монах августинец Мартин Лютер предложил вернуться к основам и истокам Христианской веры. Он сделал это 31 октября 1517 года, когда прибил свои знаменитые 95 тезисов к дверям своей церкви в Виттенберге. Вскоре огонь реформации перекинулся на Швейцарию, Францию и Скандинавию. Что же привело к Реформации?
Одни смотрят на политику и говорят, что истоки столь радикальных перемен стоит искать в желании князей и королей освободится от давления Папы Римского и Римско-католической церкви. Это привело к тому, что феодальные княжества стали сменяться централизованными государствами. Другие предпочитают искать истоки в экономике, упоминая здесь и американское золото, заполонившее Европу, и желание всё тех же князей и королей перенаправить церковные налоги и доходы от церковных земель себе в казну. Можно посмотреть и на социальные факторы, расслоения общества, и на технологические, такие, как популяризация книгопечатания, кардинальным образом изменившая распространение и доступность информации, и на многое другое.
Но, можно капнуть чуть глубже, чтобы бросить взор как раз на те пять вещей, что мы уже упомянули. Что если люди в Западной Европе XVI века просто честно признались себе в том, что деньги не способны подарить им значимость в жизни, потому что, не смотря на широко распространённую практику продажи индульгенций в то время, люди всё же понимали, что вряд ли взнос здесь на земле способен подарить им или их родным вечность. Что если под сомнение была поставлена сама способность заработать рай своими добрыми делами? Что если люди усомнились в авторитете одного человека, Папы Римского, предпочтя ему авторитет Библии? Другими словами, что, если движение, в буквальном смысле слова, перевернувшее мир и сформировавшее западную цивилизацию появилось на свет благодаря глубоко богословским причинам, побудившим людей вернуться к истокам Христианской веры?
В чём же был смысл этого возврата к истокам Христианства? Сперва преемник и соратник Лютера Филипп Меланхтон сформулировал это в одной из своих работ, написав: sola gratia justificamus et sola fide justificamur – только благодатью мы оправдываем и только верой мы оправданы. Так шаг за шагом в работах пасторов и богословов вплоть до середины XX века начали выкристаллизовываться те самые пять вещей, способные подарить нам истинную значимость в жизни – только благодать, только вера, только Писание, только «через Христа» и только Богу слава. Именно об этих истоках, о сути и смысле Христианской веры мы и вспоминаем в День Реформации.