ОСОБОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ В СТРАСТНУЮ ПЯТНИЦУ

НЕДАВНО / СТРАСТИ ПО ИОАННУ

Исполнители
История создания

Музыка

В страстную пятницу (18 апреля) прошло особое совместное с лютеранской общиной богослужение. На нем прозвучали «Страсти по Иоанну» И.С. Баха (информация об этом произведении ниже). Во время этого особого богослужения музыка Баха переплелась с чтением страстных текстов из Евангелия от Иоанна и проповедью архиепископа Евангелическо-лютеранской церкви России Дитриха Брауэра. С приветственным словом к собравшимся также обратился отец Стефан из отдела Внешних церковных связей Русской Православной Церкви.

Брошюра особого богослужения на Страстную пятницу

Пригласительные на особое богослужение на Страстную пятницу

И.С. Бах. Страсти по Иоанну

Johannes-Passion, BWV 245
Состав исполнителей: сопрано, альт, тенор, бас, Евангелист (тенор или чтец), Иисус (бас), Мария Магдалина (сопрано), Петр (бас), Пилат (бас), Слуга (тенор), хор, оркестр, орган.

Удивительная по красоте музыка, шедевр Иоганна Себастьяна Баха, прозвучавшая на Страстную пятницу в этом году в  Кафедральном Соборе Святых Петра и Павла:

История создания

Музыкальный жанр Страстей (на немецком — Passion, в русской транскрипции пассионы) складывался на протяжении многих столетий. Содержанием пассионов являлись последние дни жизни, страдания и смерть Христа. Отсюда и название — страсти, то есть страдания, муки, телесная боль, душевная скорбь, тоска. Первоначально, в Средние века, соответствующие главы Евангелия в католической церкви читались на латыни в течение Страстной недели. С XIV века рассказ Евангелиста «распевался» тенором, басу поручались слова Иисуса, солистами выделялись реплики Иуды, Петра и Пилата. Поначалу для распевания текста использовались напевы григорианского хорала. Позднее музыку стали сочинять композиторы. Из католического богослужения традицию исполнения пассионов заимствовала немецкая протестантская церковь. Жанр развивался, кроме евангельского текста в пассионы подчас включались стихи современных поэтов, создавалось разработанное либретто. Наряду с хором и солистами значительное место занял оркестр. Пассионы все более приближались к оратории. Часто даже самое название изменялось: вместо Страстей такие сочинения именовались «Смерть Иисуса», «За грехи мира распятый Иисус» и т. п.

Бах многое позаимствовал из этого жанра, однако отказался от свободного пересказа евангельского текста, от персонификации драмы. Его пассионы — это особый жанр неперсонифицированного музыкального повествования. Всего на протяжении творческого пути композитор создал пять пассионов, из которых до нашего времени полностью дошли партитуры лишь Страстей по Иоанну и Страстей по Матфею. Предположительно, Бах создал Страсти по Иоанну в 1722—1723 годах, то есть в то время, когда, еще работая в Кётене при дворе князя Леопольда, выступал одним из претендентов на должность кантора в лейпцигской церкви Святого Фомы.
В Страстях Бах придерживается канонического евангельского текста. Использованы главы 18 и 19 Евангелия от Иоанна. 18 глава повествует о предательстве Иуды, заступничестве Петра, отрубившего мечом ухо первосвященнического раба, приводе Иисуса к первосвященнику, отречении Петра и суде Пилата. В 19 главе рассказывается о бичевании Иисуса, издевательствах толпы, шествии на Голгофу, жребии солдат о Его одежде, Его смерти и погребении.

Действие начинается с пленения Иисуса, Для усиления драматизма Бах вводит два эпизода из Евангелия от Матфея, у Иоанна отсутствующие. Это пение петуха, услышав которое Петр вспоминает предсказание Учителя: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня», и рассказ о том, как в момент смерти Спасителя «завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы разверзлись...»

Первоначально текст Евангелия был обработан известным поэтом, гамбургским городским советником Бертольдом Генрихом Брокесом (1680—1747). Именно на его стихи были еще до Баха созданы Страсти по Иоанну Кайзера в 1712 году, Генделя и Телемана в 1716-м, Маттезона в 1718 году. Несмотря на то, что этот текст стал почти классическим, Баха стихи Брокеса не удовлетворили: наделенные драматизмом и представлявшие большие возможности для музыкальной изобразительности, они были безвкусны, а местами просто вульгарны. Бах решил использовать их лишь частично, в основном же опирался на само Евангелие. По мнению исследователя творчества Баха Альберта Швейцера, ему помогал «тот же неизвестный, тонко чувствующий поэт, который создал тексты кантат №65, 154 и 23».

Премьера Страстей состоялась в Страстную пятницу, 7 апреля 1724 года, в лейпцигской церкви Святого Николая. В следующем году они прозвучали вновь в несколько иной редакции. Швейцер считает, что первое исполнение относится к Страстной пятнице 1723 года.

Музыка

Страсти по Иоанну — свободная фантазия на евангельскую тему, углубляющая и расширяющая общее представление об этом сюжете. Страсти отличаются возвышенным характером, концентрацией действия с обостренным противопоставлением добра и зла. Исполнители в Страстях персонифицированы лишь частично: так, «дочь Сиона» (аллегорический образ верующей души) поет то сопрано, то басом, то хором.

Страсти по Иоанну состоят из 68 номеров, разделенных на две части. Вступительный хор «Господь наш владыка» исполнен величия и драматизма. Полон достоинства речитатив Иисуса «Это Я» (№6), что подчеркивается строгим хоралом (№7) «Горячо любимый Иисус». Ария альта (№11) «Отпусти грехи мои» отличается глубочайшей выразительностью. №19, ария тенора «Ах, разум мой, чем укрепишь меня», полна страстной скорби. Во 2-й части дважды повторяется хорал с мелодией из №7, подчеркивающий значимость беседы Иисуса с Пилатом. Ариозо баса «Смотри, моя душа» (№31) и следующая за ним ария тенора «Помысли, помысли, как окрашенная кровью...» (№32) — лирическая вершина сочинения. В колеблющихся между мажором и минором гармониях, в мелодике, отличающейся инструментальным характером, «видится радуга, распространяющаяся над искупленным миром» (Швейцер). Драматическая кульминация наступает с хорами «Распни Его» (№36 и 44), яростными, издевательскими фугами «У нас закон» (№38) и «Освободишься Ты?» (№42), окружающими торжественный хорал «Твоя тюрьма, Господень Сын, несет свободу нам» (№40). В арии альта «Свершилось» (№58) в сопровождении виолы да гамба и органа глубочайшая скорбь медленной первой части сменяется бурным ликующим vivace, — вестью о грядущем Воскресении Христа. Завершают «Страсти» развернутый хор «Покойтесь с миром, святые останки» (№67) и №68, строгий хорал «Господь, оставь». Л. Михеева

Московская библейская церковь на карте

ГДЕ И КОГДА ПРОХОДЯТ НАШИ ВСТРЕЧИ:

Наши богослужения проходят по воскресеньям в 15:00 в Евангелическо-лютеранском кафедральном соборе Святых Петра и Павла (Москва, метро «Китай-Город», Старосадский переулок 7/10, см. карту)

© Местная религиозная организация Евангельских христиан «Московская Библейская церковь». ОГРН 1027739176123.

Московская Библейская церковь – это Евангелическая Христианская община в Москве, протестантская церковь в самом сердце нашей столицы. Ищите в Москве евангельскую церковь? Приходите к нам. Богослужения проходят в известном в Москве лютеранском храме на Китай-городе – Евангелическо-лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла. Прилашаем жителей и гостей Москвы посетить нашу церковь. Если вы ничего не знаете о том, во что верят христиане, то прочитайте несколько статей об Иисусе Христе. Для тех, кто ищет в Москве церковь для себя – почитайте, во что мы верим, об истории Московской библейской церкви, о нашем видении и в чем смысл названия церкви. Если у вас нет возможности посетить наши богослужения, вы можете послушать проповеди на нашем сайте. Одни бегут от Бога. Другие любят Его всем сердцем. Есть те, кто злятся на Бога и те, кто безмерно Ему благодарен. Для одних Он смысл жизни. Для других вера – это безумие. Кто-то борется с Ним. Кто-то давно уже примирился. Где вы сегодня на этом духовном пути? Знаете ли вы сегодня Христа? И что гораздо важнее знает ли Христос вас? Осенью 1991 года в одной из московских квартир группа верующих в Иисуса Христа стала проводить собрания по изучению Библии. Они в своем прославлении старались следовать новозаветному примеру: «постоянно пребывая в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах» (Деяния 2:42). К осени 1992 года в гостинице «Россия» около Красной площади уже регулярно собиралось 120 человек, в основном студенты из Москвы. Тогда была создана Московская Библейская церковь. В 1993 году наша церковь была официально зарегистрирована в Министерстве Юстиции. И до сегодняшнего дня пасторы, старейшины, дьяконы и дьякониссы продолжают руководить этой растущей церковью.

Работает на Cornerstone