КАК ПОНЯТЬ, НА ЧЁМ ЖИЗНЬ СВОЮ ОСНОВАТЬ?
Фантастический фильм «Константин» 2005 года посвящён Джону Константину, которого играет Киану Ривз. Этот персонаж обладает феноменальной способностью. Ему нет равных среди тех, кто изгоняет демонов. Потому что Джон Константин однажды сам оказался в аду и был возвращён на землю с этим даром. Он пробыл в преисподней всего лишь пару минут, но, как он сам признаётся, пара минут в аду – это вечность. Джон Константин неизлечимо болен раком. Он отдаёт себе отчёт в том, что он скоро умрёт. Но, что особенно интересно, он знает, что после смерти его ждёт ад, то самое место, куда много лет он возвращал демонов. Раз за разом в фильме звучит идея, что Джон пытается сделать невозможное – заслужить себе место в раю. Вот, например, разговор Джона с архангелом Гавриилом, которого кстати играет Тильда Суинтон:
- Ты всё ещё стремишься купить себе билет в рай.
- А как насчёт всех тех демонов, что я отправил обратно. Одно это должно было гарантировать мне вход в небесные чертоги.
- Сколько раз я уже объяснял тебе, что всё устроено совсем иначе.
- Чего же Он хочет от меня?
- Лишь самого обыкновенного. Самопожертвования. Веры.
- Да верю я, верю!
- Нет. Ты знаешь. И в этом вся разница. Ты видел.
- Я никогда не хотел видеть то, что я видел. Я родился с этим проклятием.
- Это дар, Джон. Который ты же сам и промотал на эгоистичные устремления.
- Я вытаскиваю демонов из маленьких девочек! Это всё для кого?
- Всё, что ты когда-либо делал, ты делал для себя. Всем этим ты пытался купить себе билет в рай…
- Почему же я, Гавриил? Это что, личное сведение счётов? Я что, недостаточно молился? Или мало денег положил во время сбора пожертвований? Почему?
- Ты умрёшь молодым, потому что ты курил по тридцать сигарет в день с тех пор, как тебе исполнилось пятнадцать. И ты попадёшь в ад, потому что ты забрал жизнь…
Мы спасены по благодати. Но как быстро мы забываем об этом, стремясь отплатить или отработать наше спасение. Было бы ошибочно считать, что это кино является образцом ортодоксального богословия. Оно настолько далеко от этого, насколько и подавляющее большинство картин, выходящих в Голливуде. При этом удивительно, насколько точно этот фильм уловил суть веры и того, что мы обретаем спасение исключительно по благодати через веру.
Есть термины, которые на первый взгляд кажутся довольно понятными. При этом, как только мы пытаемся дать им определение, мы сразу вдруг понимаем, что не совсем отдаём себе отчёт в том, что именно они означают. Попробуйте определить, что такое «искусство» или объяснить кому-то, что значит слово «любовь», и вы сразу поймёте, насколько это непросто. К этим же категориям относится и слово «вера». Мы используем его постоянно. Но мы редко задумываемся о его значении.
Чтобы этого не допустить, нам стоит раз за разом возвращаться к тому, как вера описана на страницах Священного Писания. А описание это даётся нам чаще всего в виде примеров и историй. Потому что Господь хочет не только донести суть того, чем являются доверительные отношения с Ним, но и заворожить наши сердца примерами, показывающими, как эти отношения выглядят на практике. Например, мы видим, как встреча с воскресшим Иисусом Марии Магдалины прояснит нам, что такое вера.
Ученики возвратились домой. Мария же стояла у могилы и плакала. Плача, она заглянула в гробницу и увидела двух ангелов в белом. Они сидели там, где раньше лежало тело Иисуса, один в изголовье и один в ногах. Ангелы спросили Марию: «Женщина, почему ты плачешь?» «Унесли моего Господа», – ответила Мария, – «и я не знаю, куда Его положили». Сказав это, она обернулась и увидела, что там стоит Иисус, хотя она не узнала Его. «Женщина», – сказал Иисус, – «почему ты плачешь? Кого ты ищешь?» Она подумала, что это садовник, и сказала: «Господин, если это Ты унес Его, то скажи, куда Ты Его положил, и я пойду и возьму Его». «Мария», – сказал ей Иисус. Она повернулась к Нему и воскликнула на еврейском языке: «Раббуни (что значит «Учитель мой»)!» Иисус сказал: «Не удерживай Меня, потому что Я еще не поднимался к Отцу. Пойди лучше к Моим братьям и скажи им: Я поднимаюсь к Моему Отцу и к вашему Отцу, к Моему Богу и к вашему Богу».
(Евангелие от Иоанна 20:10-17)
ПОВОД ЗАДУМАТЬСЯ
Мы бы хотели обратиться к Господу, но мы боимся, что станем частью безликой религиозной массы. А Библейские примеры нас не особо ободряют, потому что мы думаем, что мы не дотягиваем до уровня этих героев. Мы не Пётр, не Иоанна, мы даже не Мария Магдалина с её феноменальным преображением. Вот и кажется нам, что если и есть для нас место в раю, то только в некой массовке. Оставим на мгновение тот факт, что быть в массовке в раю намного лучше, чем быть звездой в аду. Давайте обратим внимание на другую любопытную деталь в общении Иисуса с Марией. Сперва ангелы и Спаситель называют Марию «женщина».
Такое обращение очень хорошо понятно для нашей культуры, которая в какой-то момент утратила общую форму обращения. Ну не называть же «товарищ», как было принято в Советском союзе. А «господи» как-то вычурно. «Сударыня» - и сразу перед глазами всплывает одна сеть быстрого питания, которая упорно придерживается этой формы обращения. Французские заимствования вроде «мадам» или «мадмуазель» тоже отдают нафталином позапрошлого века. Вот мы и остановились на одной из самых нейтральных версий – «девушка». Ну или если это уже довольно пожилая «девушка», то «женщина». Чувствуете, насколько это обезличенное обращение? Вот и в древней Палестине оно не вызывало никаких тёплых чувств. Однако, как только Иисус называет её Марией, она сразу же узнаёт Спасителя.
Вот только Господь не останавливается на этом. Он говорит ей идти к ученикам, к Его братьям, чтобы рассказать им о том, что Он воскрес. Каждого из нас Господь призывает к Себе по имени. Потому что Он жаждет, чтобы мы были Ему братьями и сёстрами. Чтобы Его Отец был нашим Небесным Отцом. Иисус погибает безвестной смертью закоренелого преступника на кресте, чтобы моё имя было родным Богу. Всё в крестной смерти было сделано для того, чтобы, с одной стороны, вселить страх в любого, кто видел распятие, а с другой стороны, стереть из памяти любой намёк на имя человека, принявшего столь позорную смерть. Но, умирая, Иисус пишет гвоздями Голгофского креста наши имена на Своих ладонях. Более чем за 700 лет до Его смерти пророк Исайя написал строки о Христе и о нас:
Вот, Я начертал тебя на ладонях Своих; стены твои всегда предо Мною.
(Книга пророка Исайи 49:16)
Мы не часть массовки. Каждый из нас безмерно дорог для Господа. Он зовёт вас по имени. Ответите ли вы на Его призыв или проигнорируете его? Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы приняли этот призыв и помолились бы Господу, попросив у Него прощения за свои грехи и приняв Его дар вечной жизни? Если такого момента не было, сделайте это сейчас. А затем расскажите об этом, приняв таинство святого водного крещения.
ПРИМЕНЕНИЕ
Проверьте себя, сравнив свою веру со столь популярным течением «моралистический терапевтический деизм».
- Исследуйте не только свои мотивы, но и своё поведение.
- Задумайтесь о том, стремитесь ли вы получить что-то от Бога или вам важен Сам Бог.
- Наконец, обратите внимание на то,насколько Бог действительно близок и как Он участвует в вашей жизни.