Фантастический фильм Андрея Тарковского «Сталкер» был снят в 1979 году по мотивам пьесы братьев Стругацких «Пикник на обочине». Они же стали сценаристами этого фильма. Сюжет картины посвящён тому, что в некой стране есть запретная и тщательно охраняемая «зона» – загадочная территория. Не совсем понятно, как она появилась на земле, хотя в начале фильма «нобелевский лауреат» в интервью рассказывает, что «зона» стала результатом падения метеорита на землю. В результате в зоне стали происходить паранормальные явления и пропадать люди. По слухам здесь была особая комната. Всякий, сокровенные желания всякого, кто попадал в эту комнату, обязательно исполнялись. Но реальностью становились именно сокровенные желания, то есть не то, что люди говорили они хотели, а то, чего они хотели на самом деле.
У героев в фильме нет имён. Обозначены лишь их профессии. Сталкер – это проводник, недавно вышедший из тюрьмы человек, который живёт очень бедно со своей женой и дочерью. Он зарабатывает на жизнь тем, что организует нелегальные и очень опасные экскурсии в зону. Его нанимают два человека – Писатель и Профессор. Писатель жаждет попасть в комнату, потому что испытывает творческий кризис и надеется, что «зона» вернёт ему вдохновение. Профессор же, как выясняется позже в фильме, пронёс в «зону» небольшую атомную бомбу, чтобы уничтожить «комнату» и таким образом спасти человечество от своих саморазрушительных желаний. Тарковский мастерски использует переход от чёрно-белой съёмки вне «зоны» к цветной, когда персонажи входят в неё. Проделав длинный путь, полный опасностей они наконец-то добираются до комнаты. Но тут они так и не решаются в неё войти, потому что понимают, что они сами до конца не могут разобраться в том, чего же именно им хочется больше всего в жизни. Писатель говорит:
«Откуда мне знать, как назвать то, чего я хочу? И откуда мне знать, что на самом-то деле я не хочу того, чего я хочу? Или, скажем, что я действительно не хочу того, чего я не хочу? Это всё какие-то неуловимые вещи – стоит их назвать, как они исчезают, тают, испаряются. Как медуза на солнце… Сознание моё хочет победу вегетарианства во всём мире, а подсознание изнывает по кусочку сочного мяса, а чего же хочу я?»
Лейтмотивом в фильме проходит тема веры. Даже на советском плакате картины у одного из персонажей над головой терновый венец. В итоге все герои этого непростого путешествия поворачивают вспять и бредут домой. Они были на пороге комнаты, но так и не решились в неё войти. Вернувшись домой Сталкер, говорит жене, что в людях не осталось веры, что «орган, которым верят, атрофировался за ненадобностью».
Мы привыкли верить в лучшее в себе. У каждого из нас есть этот встроенный механизм самозащиты, ведь в противном случае, если мы признаемся себе в том, насколько чёрной на самом деле является наша душа, мы просто не сможем жить. На протяжении всей нашей жизни мы боремся с устремлениями к чему-то чистому, незапятнанному и благородному, вновь и вновь натыкаясь на низость и эгоизм своих поступков. Апостол Павел очень откровенно описывает эту борьбу в Послании Римлянам.
7:15 Я и сам не понимаю, что делаю. То, что я хочу, я не делаю, а вместо этого делаю то, что ненавижу. 16 И если я делаю то, чего не хочу, то я тем самым соглашаюсь, что сам Закон хорош. 17 Ведь это уже делаю не я сам, а грех, который живет во мне. 18 Я знаю, что во мне, в плоти моей, нет ничего хорошего, потому что я хочу делать добро, но не могу. 19 И то, что я делаю, – это не то добро, которое я хотел бы делать. Я продолжаю делать зло, которого не хочу делать. 20 Итак, если я делаю то, чего не хочу, то это уже не я делаю, а живущий во мне грех. 21 Я обнаружил, что здесь действует такой закон: когда я хочу делать добро, то зло уже тут как тут.
(Послание Римлянам 7:15-21)
Проблема не в том, что Христианская Церковь вела себя не по-Христиански на протяжении веков, а в том, что, обвиняя Церковь, или религиозных людей, или кого-то ещё, каждый из нас остаётся один на один с Богом. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что мы совершенно обнажены перед Создателем и не сможем дать Ему отчёт за нашу жизнь. Все мы сталкиваемся с этой проблемой и все мы понимаем, что не в силах даже понять, а хотим ли мы на самом деле меняться.
В Гефсиманском саду, незадолго до Своего ареста и казни, Иисус Христос сталкивается со Своими желаниями. Он осознаёт, что ждёт Его на кресте, а во время молитвы, Он и испытывает эти духовные терзания, проходя через них. То есть, идя на смерть, Он точно знает, что именно Его ждёт и тем не менее, Он не сворачивает с этого пути. Он просит Небесного Отца пронести мимо эту чашу страданий, боли и смерти, но смиряется перед волей Бога. Христос отворачивается от Своих желаний, чтобы мои желания преобразились. Он погибает не просто за то, чтобы теперь мои поступки стали чуть лучше. Его смерть была нужна не потому, что мы неплохие люди, кому недостаёт чуть-чуть благодати, а потому что Он знает всю черноту нашей души. Он приходит, чтобы изменить нас целиком и полностью, а через нас уже преобразить и весь мир.
Готовы ли мы стать частью этой революции? Позволим ли Христу изменить себя настолько, чтобы поменялись наши глубинные желания? Впустим ли Его в нашу жизнь так, чтобы через нас Он изменил весь мир? Если оглядываясь назад на свою жизнь, вы не можете вспомнить момент, когда бы вы доверились Богу в тихой молитве покаяния, сделайте это сейчас. Не уходите из «зоны», так и не войдя в эту сокровенную «комнату». Расскажите всем о вашем решении, приняв таинство святого водного крещения.
