Нам нравится история про несчастного отца больного ребёнка, который в самый важный момент жизни восклицает «верю, помоги моему неверию», не только потому, что в ней каждый видит себя. Но потому, что происходит после этого. Ведь если задуматься на мгновение, эта история разбивает все мифы о вере, которые мы привыкли принимать за чистую монету. Например, что тот, кто верит, не может сомневаться. Или то, что верующие должны очень хорошо знать то, во что они верят. Но всё это совершенно неприменимо к этому отцу, который жаждет увидеть исцеление своего сына. Он не очень хорошо представляет себе, Кем именно является Иисус. Вряд ли он смог бы сформулировать доктрину Троицы или рассказать о природе Священного Писания. Более того, он сомневается и честно признаётся в своих сомнениях.
Мы спасаемся не тем, как сильно или сколь совершенно мы верим, но тем, в Кого мы верим и Кому мы доверяем. Иисус исцеляет мальчика несмотря на то, что вера его отца не была ни совершенной, ни сильной, ни страстной, в том смысле, что он готов был отдать всё, лишь бы последовать за Иисусом. У него не было другого выбора, кроме как довериться Иисусу, и он воспользовался этим шансом. Вера отца мальчика была смиренной, искренней и открытой. Этого доверия было более чем достаточно, чтобы Спаситель преобразил его жизнь и жизнь мальчика. Философ Джеймс К. А. Смит в своей книге «Как не быть светским» пишет: «Мы верим не вопреки нашим сомнениям, но одновременно с ними. В этом смысле мы все как Фома неверующий».
Не сила моей веры, но могущество Христа спасает меня. Мы не можем гордиться или хвастаться нашей верой. Вне зависимости от того, считаете ли вы, что мы были предопределены ко спасению или сами приняли решение довериться Господу, мы вынуждены признать, что наше решение было сформировано тем, какие мы, каким был наш жизненный опыт и как мы прошли через испытания. Мы были созданы и сформированы Господом, а значит, даже если мы считаем, что доверие Богу было сугубо нашим осознанным решением, мы не можем уйти от того, что решение это было вылеплено Богом из нашего характера и обстоятельств нашей жизни. Истинная вера смиряет нас и преображает.
В уже упомянутом рассказе Лескова «Однодум» мы читаем, что именно изменило городничего – «он дочитался до Христа». То есть столкнулся с живым Спасителем, и встреча эта навсегда изменила его до такой степени, что в ней не осталось места для компромисса с собой или своей совестью:
«Протопоп выисповедал Рыжова и даже похвалился, что на все корки его пробрал, но не нашел в нем греха к смерти. “Каялся, - говорит, - в одном, другом, в третьем, - во всем не свят по малости, но грехи все простые, человеческие, а против начальства особого зла не мыслит и ни на вас, ни на меня “по касающему” доносить не думает. А что “даров не приемлет”, - то это по одной вредной фантазии…” На Руси все православные знают, что кто Библию прочитал и “до Христа дочитался”, с того резонных поступков строго спрашивать нельзя».
(Николай Лесков «Однодум»)
Возможно, сейчас вы страшитесь принять решение довериться Богу, потому что вас терзают сомнения. Или вы думаете о том, как мало вы знаете о Боге, чтобы назвать себя верующим. Мы всегда будем сомневаться и не будет момента, когда мы могли бы сказать, что мы постигли в достаточной мере богословие. А потому, всё, что нам нужно сделать – это просто довериться Христу, обратившись к Богу в тихой молитве покаяния.
Оглядываясь назад на свою жизнь, можете ли вы вспомнить момент, когда бы вы молились таким образом, прося Бога войти в вашу жизнь, смиряясь пред Ним, принимая Его дар прощения грехов и жизни вечной? Если вы ещё не сделали этого, сделайте это прямо сейчас. Расскажите всем о вашем шаге веры, приняв таинство святого водного крещения.